|
Лесное Серебро
Для постройки дома существует бесчисленное множество материалов. Казалось бы, сейчас, когда в нашем распоряжении находятся технологии, по-зволяющие возводить здания хоть из монолитного бетона, хоть из сложных, фабричных многослойных «сэндвичей», актуальность дедовских методов должна была бы сойти на нет... Однако ситуация принципиально иная: чем дальше, тем больше у частного застройщика приобретают популярность проверенные временем материалы и приемы. Более того, некоторые старинные технологии сегодня переживают прямо-таки вторую молодость и неожиданно оказываются востребованы не только знатоками и ценителями традиций, но и широкой публикой, желающей оригинальных, практичных и престижных архитектурных решений.
Почему так происходит? Попробуем разобраться на примере одного из самых интересных традиционных материалов — кело (ке1о). В переводе это загадочно звучащее финское слово означает всегонавсего высохшее на корню дерево, как правило, северную карельскую сосну. Чем суровее климат, в котором приходится расти дереву, тем оно плотнее и тверже (классический пример: невысокие, но практически железные, в отличие от своих сред неполосных «сестер», тундровые карликовые березки). Карельская сосна также обладает очень мелкослойной структурой: если вглядеться в спил, годовые кольца окажутся непривычно тонкими. Для сравнения: в средней полосе России прирост ствола сосны в год составляет около 2-3 мм, и 70-летнее бревно будет иметь диаметр около 30 см. В Карелии же сосна набирает максимум 1 мм в год. Соответственно, диаметром в 30 мм обладают лишь «старожилы» 150-160 лет. Чем ближе к полярному кругу, тем суровее условия и сильнее отличия от растительности средней полосы.
С возрастом корневая система перестает снабжать дерево всем необходимым и сосна погибает, теряет иголки и кору, но остается стоять. С течением времени мертвый ствол становится прочнее и крепче, буквально закаляется от перепада температур, высокой влажности и прочих «прелестей» северного климата и вдобавок приобретает интересный серебристо- серый цвет. Плотный, многократно промерзающий зимой сухостой не поражается жучками и грибком. Именно такие деревья и являются источником идеального строительного материала. Лучшие сорта кело производятся из сосен 100-150-летнего возраста (диаметр получающихся из них бревен составляет 26-32 см), выросших максимально близко к полярному кругу. Под открытым небом сухостой сохраняется неизменным около века, в срубе и под крышей — в два, а то и в три раза дольше.
Специалисты «Артели Данила, Макар и братья», длительное время работающие с кело, считают основными достоинствами данного материала экологичность, долговечность, отсутствие необходимости красить его, обрабатывать антисептиками и инсектицидами.
Недостатки, как известно, чаще всего являются продолжением достоинств. Это в полной мере справедливо и в отношении кело. Данный материал относительно редок (не более 3 % от общего объема древесины, добываемой в Карелии). Кроме того, он достаточно сложен в заготовке: в отличие от обычной древесины сухостой не растет делянками, каждая сосна отыскивается отдельно, вручную заготавливается и максимально бережно вывозится. Словно назло такие деревья чаще всего встречаются в. труднодоступных местах, поэтому их поиск превращается в своеобразный квест, путешествие вдаль от цивилизации. Разумеется, это не может не влиять на затраты, и кело оказывается дороже, чем простые бревна. Тем не менее, в то время как на Западе стоимость подобного сухостоя в два-два с половиной раза превышает стоимость высокотехнологичного клееного бруса, у нас два этих материала будут приблизительно одинаковы по цене. Соответственно, если в Европе, в частности в Скандинавии, при прочих равных параметрах использование кело для постройки деревянного дома автоматически меняет смету в сторону увеличения, то в России выбор между клееным брусом и кело зависит лишь от вкуса заказчика и замысла архитектора.
Еще одно значительное преимущество сухостоя в сравнении с обычным или оцилиндрованным бревном — большая вариативность длины. Индивидуальный, а не массовый характер вырубки и лесозаготовки позволяет строителям «привередничать» и выбирать для того или иного проекта бревна нестандартной длины, большей, нежели требуется для возведения типовых срубов. Соответственно, становится возможной реализация оригинальных проектов, архитектор получает желаемую свободу творчества. Кроме того, благодаря значительно большей, чем у обычной древесины, плотности кело не коробится, обеспечивает лучшую, нежели у оцилиндрованного бревна соответствующего диаметра, стойкость к нагрузкам, поэтому при проектировании можно действовать увереннее. Таким образом, в силу своей индивидуальности и стойкости к нагрузкам сухостой позволяет воплощать смелые и масштабные проекты, которые не дает осуществить стандартное бревно аналогичного диаметра. Также высокая плотность материала обеспечивает более качественную звуко- и теплоизоляцию, что, вне всякого сомнения, делает готовый дом уютным и комфортабельным для проживания.
Как известно, вкусы у всех разные, и, возможно, нетипичный для дерева вид кело покажется недостатком некоторым любителям традиционного золотистого тона свежей сосны. В конце концов многие не носят серебро, предпочитая ему золото... Серая только внешняя поверхность. При необходимости дом легко преобразить, не испортив природного материала ни каплей краски или любого другого химического состава. Секрет прост: сняв струей сжатого воздуха буквально пару миллиметров древесины изнутри дома, можно превратить отливающий металлом сухостой в привычную нам классическую желтую сосну. Физико- механические свойства при этом, разумеется, не изменятся, и «обычный» янтарно-медовый сруб будет обладать всеми качествами постройки из кело.
Если при выборе материала для частного дома главным критерием все же остается вкус заказчика, то в одной из сфер применения сухостойной сосне воистину не найдется равных. Речь, как вы, наверное, догадываетесь, пойдет не о жилище, а о вспомогательных строениях. Конкретно — о банях.
Для внутренней отделки их стен, особенно парных, «русских», желательно применять древесину с низкой теплопроводностью, высокой тепло- и влагоемкостью. Бревна хвойных пород быстро впитывают пар, сохраняя при этом постоянную температуру и влажность в парильной. Ароматические вещества, содержащиеся в сосне и ели, при нагревании выделяются и создают приятный микроклимат. Проблема в том, что свежее, «живое» сосновое бревно для постройки бани совершенно не подходит. Оно плохо реагирует на повышенную температуру и влажность, быстро темнеет и трескается, выделяет смолу. Поэтому чаще всего современные бани отделывают мягкими и лишенными аромата липой или абаши. Чтобы не очень прочные и стойкие породы выдерживали повышенную влажность и эксплуатационные нагрузки, их обрабатывают защитными составами. А любые химические средства, сколь бы высокотехнологичны и формально безвредны они ни были, полезными для здоровья не назовешь...
Сосновый сухостой кело полностью лишен недостатков свежей древесины. Как ни прогревай, смолы не вытопишь — все, что можно было, за много лет «выжарило» короткое, но теплое карельское лето. Такие бревна не потемнеют, они уже изменили цвет под дождями и грозами. И наконец, трескаться их тоже не заставишь: многократные циклы нагревания- остывания естественно пройдены благодаря сезонным изменениям температуры. Вывод очевиден: если относительно идеальности кело как материала для частного жилого строительства еще можно дискутировать, то для любителей попариться в настоящей экологически чистой деревянной баньке альтернативы ему практически нет. Золотой материал! Нет, все же, как ни крути, серебряный — с цветом не поспоришь!
|