Germostroy.ru
Режим работы:
пн-пт : 07:00-16:30
  +7(903)136-66-75
+7(495)229-41-87
+7(495)483-72-94
germostroy@rambler.ru

Есть мнение Технологии продаж Между смешным и великим

Между смешным и великим

Слышала недавно анекдот. «Кризис. Дерипаска продает часть Rusal, чтобы поесть в «МакДоналдсе». Абрамович сдает свою яхту для перевозки африканских нелегалов в Европу. Прохоров и Потанин поют за еду на дне рождения Киркорова. Никита Михалков снимает свадьбы на телефон». М-м-м, хотя вроде и правда Дерипаска что-то продает. Уже не смешно? Да нет, все равно смешно!

Татьяна Мужицкая, психолог, бизнес-тренер

Анекдоты про кризис хлынули одновременно с падением биржевых индексов, скачком обменных курсов, сокращениями сотрудников. Неприятные мысли о том, чем платить по ипотеке, если лишишься работы, тем не менее не мешают человеку хихикать и пересылать друзьям по электронной почте следующий текст: «Интернет-новость о замене смертной казни ипотекой под 25% годовых оказалась уткой. В Министерстве экономики сказали, что нововведение принято пока только в Нижегородской области, да и то в качестве эксперимента». Что же это за привычка смеяться над страшным?

Менять смысл слов на диаметрально противоположный или же усиливать его, чтобы эффектнее выразить свою мысль, первыми начали древние поэты, философы и риторики. Ирония и пафос пришли к нам из античной эстетики. В частности, Сократ считается основоположником особой, Со-кратовой иронии, когда человек делает вид, что не разбирается в том предмете, о котором идет речь, что не замечает напыщенности и хвастовства собеседника, при этом восхваляя его знания и достоинства: мягкость, доброту и ум. Однако читатель (а иногда и посрамленный собеседник, особенно если ум у него действительно присутствует) в итоге сами понимали, кто прав, без нотаций и нравоучений.

Итак, пафос и ирония. Лично мне очень выразительным кажется следующий образ. Есть некое явление или понятие нейтральной температуры. Пока она не отличается от температуры окружающей среды, привлечь к ней внимание сложно. Нужно как-то выделить это явление. Так вот, если ирония - это пониженная температура явления, пафос - его жар.

Древние греки мастерски умели как «понизить», так и «повысить градус». Традиции античной науки о красоте сохранились не только в искусстве, но, выйдя за рамки эстетики, стали частью человеческого характера и отношения к жизни вообще. Например, Со-кратова ирония - популярный инструмент убеждения, который очень востребован в педагогике, связях с общественностью и продажах. Если бы вы знали, как многого может добиться человек во взаимоотношениях с людьми, если благодаря ироничному отношению к жизни, как и Сократ, умеет вовремя принизить собственную значимость!

Так что давайте разберемся, как и где в нашей жизни присутствуют ирония и пафос, а главное, попробуем понять психологические основы нашей ироничности и патетичности.

Смех сквозь слезы и улыбка вместо нотации

Смешно, как тужатся мыслители -
то громогласно, то бесшумно -
забыв, что разум недействителен,
когда действительность безумна.
Игорь Губерман

«Мир всегда смеялся над своими трагедиями, и это есть единственный способ пережить их. Как следствие, то, что мир воспринимал серьезно, принадлежало к смешной стороне вещей», - писал Оскар Уайльд.

Древние философы, которые первыми начали играть со смыслами, наверное, и не думали, что когда-нибудь ирония станет способом защиты и средством сохранить разум в трудные времена. Нужно было быть очень бесстрашным человеком или, наоборот, очень сильно бояться, чтобы в тридцатые годы в СССР написать: «А чьи это на лестнице шаги?» - «А это нас арестовывать идут!»

Этот механизм построен на том, что ирония -это рефлексия, интерпретация и отстранение, это взгляд со стороны. Есть история и есть я. И я могу посмотреть на историю со стороны. Могу посмеяться над ней! Ирония - это отрицание.

В эпоху позднего социализма ирония помогала советским людям не свихнуться, слыша вокруг себя бесконечные бессмысленные речи престарелых вождей, которые полагалось воспринимать всерьез. «Вчера генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев принял английского посла. За французского», -анекдоты той эпохи были не только средством протеста, но и способом удостовериться, что твой рассудок еще при тебе. Ироническое мировоззрение давало возможность не ощущать себя болванчиком и не быть жертвой пропаганды и деклараций. Но и сегодня без иронии никуда. С ее помощью вы можете высказать все, что думаете о человеке, не использовав ни одного негативного слова.

Давным-давно я работала ассистентом тренера в психологическом центре «Пролог». После тренинга участникам нужно было указать на их серьезные ошибки. Я заметила, что некоторые тренеры повышали голос, высказывали замечания достаточно жестко - но в ответ на это ученики только отстранялись и замыкались в себе. А у Валеры Силина - тренера, которому я ассистировала, - была совсем другая тактика. Он выходил и очень тихим голосом, спокойно, с улыбкой и шутками объяснял участникам, что они сделали не так. И работало это очень эффективно. «Как же так? - спросила я его. - Вон те орут, а ты нет! Ты уверен, что тебя услышат?» «Да! Ирония - самый мощный инструмент убеждения, - ответил Валера. - Ведь чтобы найти против нее оружие, надо самому занять ту же позицию. И это уже означает изменение. От иронии очень трудно защититься, потому что она, на первый взгляд, не несет никакой опасности, ведь тебе никто не возражает и с тобой не спорит».

Несколько раз я проверяла этот метод на самой агрессивно настроенной аудитории -подростках. «Я не хочу ходить в школу!» -«Правильно, а что там делать-то такому мудрому человеку, как ты? Мне кажется, тебе самому пора уже свою школу открывать!» Я не спорю с ним, но его точку зрения довожу до абсурда, после чего человек сам идет на попятный: «Нет-нет, я не то имел в виду!»

Ирония - это безболезненная и конструктивная замена агрессии, а человек, который в трудной ситуации «понижает градус», незаменим в любом коллективе. Люди, способные к иронии, могут с блеском выйти из любой щекотливой ситуации. Я все время улыбаюсь, когда вспоминаю рассказ моей приятельницы о том, как лет 10 назад они с мужем впервые поехали в Париж и собрались в ночной клуб. Опоздали, пришлось пробираться к своим местам в темноте, когда на сцене уже работали полуобнаженные артистки кабаре. И моя приятельница нечаянно задела сложенные в стопку стулья, от чего вся груда рухнула и рассыпалась со страшным грохотом. «Что же я наделала?» - расстроилась она и чуть не заплакала. Но вдруг в темноте услышала голос своего мужа, который на весь ночной клуб громогласно заявил: «Ну вот, с тобой даже в публичный дом сходить нельзя!» Все посетители, которые понимали по-русски, немедленно рассмеялись. Он вовремя «понизил градус» момента и не позволил, чтобы вечер пропал.

Кроме того, ирония - это способ опознать своих. На моем дне рождения, где собралась компания моих старых друзей, достаточно ироничных для того, чтобы терять лицо, впадать в детство и делать странные вещи, случайно оказался посторонний человек. Очень серьезный. За столом он без тени улыбки говорил о еде! А потом и вовсе уснул. Мы смеялись, но это его никак не касалось! Ночью этот гость долго сидел на кухне с моим мужем и очень серьезно рассуждал о кормах для животных - он занимается этим бизнесом. И ни разу из роли не вышел! Восхищаюсь таким поведением. Но как бы издалека восхищаюсь. С желанием не пересекаться.

Потом я поняла, зачем я его пригласила, зачем этот человек был мне нужен. Для того чтобы на контрасте убедиться, какие мы диаметрально противоположные. Чтобы увидеть, что есть разные концепции мира и разные ценности, в соответствии с которыми народ и расслаивается: масло наверх, вода вниз.

Не менее полезна и способность к самоиронии. И тут тоже есть разные точки зрения. Некоторые считают, что самоирония - прикрытие для не очень уверенного в себе человека. А уверенные в себе люди - серьезны. Не факт! В ситуации конфликта, иронизируя над собой, я отнимаю у другого его оружие и не даю ситуации выйти из-под контроля.

Например, у меня очень смешная фамилия. В школе меня дразнили, от этого я очень расстраивалась. И правда - Мужицкая. Но мудрые родители сказали: «А что тебя в этом расстраивает? Надо первой начать иронизировать над своей фамилией! Придумать такие смешные варианты, которые никому и в голову не придут!» Так я и поступила. И стоило кому-нибудь меня обозвать, я очень заинтересованно говорила: «Даже не смешно, мне больше всего нравится другой вариант!» В итоге родилось нежное прозвище - меня называли Мужися. А я иногда в рифму добавляла - держися!

А вот серьезный человек в этом случае вполне мог бы дать в морду. Как мой друг Ка-миль. Он учился в английской школе, и когда одноклассники, узнав первые английские слова, пытались называть его Camel, сразу лез в драку. Яростно и без предупреждения. Конечно, от него отстали. И хотя у него очень хорошее чувство юмора, на эту тему он шутить не желал. Я же добилась того же самого результата без крови, только с помощью самоиронии.

Ирония в личных отношениях: не навреди!

Смешно, как люто гонит нас
в толкучку гомона и пира
боязнь остаться лишний раз
в пустыне собственного мира.
Игорь Губерман
я иногда в рифму добавляла - держися!

Одним из самых известных «ироников» в литературе был Печорин. Причем, заметьте, ирония не равна веселью и юмору: Печорин не был ни весельчаком, ни душой компании. И ирония его была не только небезобидна, но убийственна (для Грушницкого уж точно!) в прямом смысле этого слова. Пафос в этом поединке проиграл иронии.

С помощью иронии можно не только привлечь человека, но и оттолкнуть его, создать контрпозиционирование. Мой сын, первоклассник, увлекся греческими мифами, потому он берет гитару и без всякой рифмы поет: «И шел герой, и встретил он дракона, и убил его...» У меня это вызывает улыбку, которую я тщательно скрываю, потому что понимаю, что, включи я хоть на йоту свою иронию, «понижение градуса» его просто раздавит! А поддерживая его энтузиазм, я дождусь, что его песни станут настоящими.

Дети неироничны несмотря на то, что очень любят смешное. Они часто не понимают иронии, потому что слова для них имеют единственный смысл. Они искренни и думают именно то, что говорят. Способность же к рефлексии, умение взглянуть на себя и на ситуацию со стороны - все это прерогатива взрослых.

Так же часто бывают беззащитны перед иронией близкие, когда они, как дети, воспринимают всерьез и вас, и ваши отношения. Как в известных стихах Николая Некрасова:
«Я не люблю иронии твоей.
Оставь ее отжившим и не жившим,
А нам с тобой, так горячо любившим,
Еще остаток чувства сохранившим,
Нам рано предаваться ей!»

В случае безответной любви ирония часто служит средством отделаться от навязчивого кавалера. Красавица, поднимающая на смех поклонника, - распространенный сюжет комедий, очень потешный для зрителей (если, конечно, вы не тот самый поклонник, которому в этой ситуации совершенно не смешно). «Понижение градуса» романтической ситуации часто является концом любви.

Кстати, так же, как ветреные красавицы, этим средством очень любят пользоваться и хитроумные начальники, которые своими ироничными ответами на вопросы, когда вам повысят зарплату или почему надо выходить на работу в праздники, способны довести вас не до смеха, а до белого каления.

Поэтому надо признать, что ирония - орудие обоюдоострое. И даже самый ироничный человек хоть раз в жизни да окажется в ситуации, когда он предпочел бы «повысить градус» в свою пользу или хотя бы получить недвусмысленный и однозначный ответ.

Пафос: проверка на искренность

Гниенье основ - анекдота основа,
а в нем стало явно видней,
что в русской комедии много смешного,
но мало веселого в ней.
Игорь Губерман

Опыт жизни при советской власти привил нам недоверие к искусственно возвышенным словам. Даже больше, чем недоверие, - отвращение! В нашей стране не верят высокопарным призывам. Между тем бывают ситуации, когда «повысить градус» просто необходимо. Например: «Ребята, не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали...» Эти слова никому не режут ухо.

Возвышенные слова уместны или в экстремальных ситуациях, или при сильных чувствах, но им нет места в обыденной жизни. «О величайшая из жен, богиня, подай мне соль!» - звучит иронично, именно из-за несоответствия слов действию. Или: «Если губы ее огненно горячи и она дрожит в твоих руках, оставь ее. У нее малярия» (Джеки Каннон).

Тем не менее ценность остается ценностью, как бы пафосно она ни звучала. И когда «разбились о быт» и одряхлели какие-то ценности, с помощью пафоса можно вернуть им подлинный смысл. Яркий тому пример-Дон Кихот, побуждения которого сохранились в веках, и несмотря на то, что были чересчур патетичны, не вызывают смеха, скорее слезы. Правда, есть одно существенное уточнение: чтобы ваши высокие слова услышали, надо самому свято верить в них. В последнее время пафос как инструмент набирает популярность в корпоративной культуре. Придумываются внутренние слоганы компаний, специально разрабатываются формулировки ценностей, которые растолковываются потом персоналу. Компании заказывают себе гимны, кстати, это тоже из древнегреческого - «торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо, первоначально - божество». А кое-где по западным образцам поднимается и флаг. И без всякой иронии компания обращается к своим сотрудникам: «Мы - лучшие!» А во внутренних документах генеральный директор и президент именуются Генеральным директором и Президентом. О, богиня, воспой!

Как мне кажется, от профессионализма PR-службы зависит, будет этот пафос лицемерием или мотиватором. Если народ хихикает и перемигивается во время подъема флага -то энтузиазм надуман и лжив. А если проникновенно слушает и подпевает - люди действительно разделяют эти ценности. Ведь функции гимна и флага - привести человека в высшее ценностное состояние и заякорить его.

Вот я вижу по телевизору нашу сборную, выигравшую матч. Хоккеисты поют российский гимн и плачут. И этот пафос абсолютно искренен. Гимн возвышает. Чего не случалось с тем текстом, который был напечатан на обратной стороне наших тетрадок. Мы и сидели на них, и в лужу кидали, и самолетики делали. Какая уж тут «торжественная песня»!

Мастером использования пафоса в своих целях был Остап Бендер со своим «Союзом меча и орала». Впрочем, и иронией он умело пользовался: «Почем опиум для народа?» У него пафос и ирония мгновенно переходили друг в друга, и он прекрасно понимал, зачем все это говорит. Но своим словам сам не верил ни на йоту, что делало его неуязвимым.

А вспомните песню из «Буратино»: «На хвастуна не нужен нож, ему немного подпоешь, и делай с ним, что хошь!» Человека, исполненного пафоса, очень легко поймать на «возвышенный» крючок, чем и пользуются огромное количество пройдох. Пафос - такой же инструмент, средство, способ выразительности, как и любой другой. Однако нередко пафос становится символом лицемерия. Люди привыкли, что градус слов повышают, не имея ничего за душой. Но разница все же есть. Например, если женщина пылко заявляет: «Детям надо уделять внимание!» - а сама бросает их на няню, грош цена этим высоким словам. Но если она, оставив карьеру, сама сидит с ребенком, ее патетические заявления уже не кажутся лицемерными.

Сами по себе слова нейтральны, важно то, что мы в них вкладываем. Попробуем громко сказать: «Гоните пафос из жизни, да здравствует ирония!» Ну как звучит? Нравится? Ха-ха! Ничего более пафосного придумать невозможно.

Поэтому предлагаю все время возвращаться к себе и настраивать свой внутренний термометр на температуру окружающей среды. Если градус ситуации повышен сверх меры, подумайте, что за этим стоит. Однажды по дороге в салон у меня сломалось сразу три ногтя, и я попросила у моего парикмахера пилочку. Он ушел, вернулся без пилочки, зато в сопровождении красавца-мужчины в белом. «Зачем вам пилочка, я - мастер маникюра международного класса!» - сообщил тот, усаживаясь на подушку у моих ног, и начал обрабатывать мои ногти. Я была очарована его прикосновениями, мастерством, комплиментами, внешним видом и нашим приятным разговором. Пока я не поняла, что он пытается мне что-то попутно продать. Весь пафос улетучился. А жаль...

На самом деле они должны быть вместе. Мы противопоставляем иронию пафосу, но рецепт как раз в том, чтобы в нашей жизни было и то, и другое: как энтузиазм, возвышенные эмоции, умение и смелость найти им соответствующие красивые слова, так и ирония, способность посмотреть на ситуацию со стороны и улыбнуться ей. И никогда не забывайте слова Того Самого Мюнхаузена из гениального фильма: «Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Все глупости на земле совершались именно с этим выражением лица... Улыбайтесь, господа... Улыбайтесь...»

Записала Ирина Белашева
Журнал «Эгоист generation», 2009



 
Москва, ул. Софьи Ковалевской 14а
тел./факс:
+7 (495) 229-41-87
germostroy@rambler.ru

Клеевой отдел: +7 (495) 543-26-65
 
Герметики ·  Мастики ·  Клеи ·  Гидрофобизаторы ·  Очистители ·  ЛКМ ·  Наливные покрытия ·  Утеплители ·  Гидроизоляция ·  Огнебиозащита ·  Пены полиуретановые ·  Инструменты ·  Антикоррозийные покрытия ·  Сухие смеси ·  Составы для бетона

Панельное домостроение ·  Монолитное и кирпичное домостроение ·  Деревянное домостроение ·  Производство стеклопакетов, монтаж окон

Наш информационный партнер - стоительный портал www.stroyka.ru Web-mastering © Почерк.Ru, 2006-2024