Germostroy.ru
Режим работы:
пн-пт : 07:00-16:30
  +7(903)136-66-75
+7(495)229-41-87
+7(495)483-72-94
germostroy@rambler.ru

Есть мнение Технологии продаж Диагноз: «Процессуальный кодекс»

Диагноз: «Процессуальный кодекс»


КАКИЕ ВОПРОСЫ СТОИТ ЗАДАТЬ КЛИЕНТУ О ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЕГО КОМПАНИИ

ВОПРОС: «Всё чаще в книгах и семинарах по искусству продаж настойчиво звучит рекомендация заранее изучить процесс принятия решений в компании-клиенте. "Если вы правильно выстроили отношения с покупателем, он открыто ответит на все ваши вопросы". Я полностью согласен с этим утверждением, единственное, что меня беспокоит - какие именно вопросы задавать в таком случае? В голову приходит только три, как в известной передаче: что, где и когда. Но они не гарантируют исчерпывающую информацию. Подскажите, что ещё стоит узнать у клиента о принятии решений в его компании?»

ДЖОН ВОН ЭЙКЕН ОТВЕЧАЕТ:

В целом позиция «что, где и когда» неплохо отражает общее направление беседы. Но нельзя забывать и самый главный массив вопросов под названием «кто». Для того чтобы сделать мой ответ максимально практичным, давайте разобьём основной объём вопросов о процессе принятия решений на логические подгруппы.

Джон Вон Эйкен - известный консультант в области продаж, маркетинга, менеджмента и поведенческой психологии. Колонка Sales Doctor выходит в нашем журнале с октября 2006 года. Вопросы Джону Вон Эйкену вы можете присылать на адрес sales@fr.ru - ответы будут опубликованы на страницах нашего журнала или на сайте www.salespro.ru

Подгруппа 1.
«Кто в домике живёт?»

Эти вопросы помогают определить, с кем придётся иметь дело в процессе принятия решений. Главное здесь, от кого зависит окончательная оценка вашего предложения. В идеале это именно тот, с кем вы ведёте переговоры. К сожалению, так ситуация складывается не всегда: по вине ли продавца или из-за объективных обстоятельств. И даже если сейлз работает с нужной персоной, нельзя забывать, что его мнение и он сам всегда подвержен влиянию. Итак, исследуя «человеческий фактор» в процессе принятия решений (ППР), задайте себе и клиенту следующие вопросы.
  1. Кто из ключевых игроков задействован в ППР?
  2. Не забывайте о неформальной стороне: не всегда «серые кардиналы» отмечены в блок-схеме.
  3. Кто из игроков имеет наибольшее влияние на ППР?
  4. Здесь не нужно строить собственных гипотез -иногда последнее слово в вашем вопросе остаётся за генеральным директором, иногда - за собственником компании или руководителем конкретного отдела.
  5. Чьё благополучие, работа и прочее в наибольшей степени зависит от принятия решения?
  6. Несмотря на то, что вам вряд ли удастся узнать тонкости внутренней политики, некоторые вещи очевидны, из них не делают тайны.
  7. Кто в ППР занимает позицию «за», а кто - «против» вашего предложения и почему?
  8. Привлекаются ли к ППР люди извне?
  9. Помните, что «люди извне» не только консультанты, аудиторы, психологи, юристы или бухгалтеры, но и друзья и коллеги лица, принимающего решения. Иногда это можно использовать себе на благо, если у вас построены позитивные отношения с членами «группы влияния». Бывает, в ППР вступают астрологи, жёны, родители и другие неформальные советчики, о которых нельзя забывать.

Подгруппа 2.
«Чего тебе надобно, старче?»

Вопросы этой подгруппы помогут выяснить, каким хотят видеть ваше предложение компания-клиент и её представители.
  1. Что именно желает получить от контракта каждый игрок?
  2. Здесь стоит учитывать деловые и личные мотивы. Например, вполне распространённая причина отказа - «боюсь вылететь с работы из-за возможно неверного решения».
  3. Какие критерии лежат в основе принятия решения?
  4. Иногда детали, которые ваша компания преподносит в качестве своих конкурентных преимуществ (цена, безопасность, скорость и т. п.), не играют для клиента никакой роли. Узнав, что важно именно для него, вы сможете представить предложение с самой выгодной для покупателя стороны.

Подгруппа 3.
«Раз ступенька, два ступенька...»

Вопросы этой категории позволят понять, из чего состоит ППР и как он проходит.
  1. Как складывается сам процесс: в режиме телефонных переговоров, встреч, выступлений перед комиссией, закрытых заседаний в кабинете президента компании и пр.? Будет ли иметь место обсуждение, защита вариантов, голосование?
  2. Какое влияние на ход процесса оказывают игроки?
  3. Иногда формальное заседание большой группы людей сводится к заслушиванию решения, которое генеральный директор принял единолично.
  4. Какое влияние на ППР можете оказать вы? Что за информацию, когда, кому и в какой форме нужно предоставить?
  5. Какие факторы и политические нюансы могут повлиять на развитие событий после принятия решения?
  6. Сколько времени обычно занимает ППР в этой компании?
  7. Когда клиент хочет получить то, что оговорено в контракте?

Подгруппа 4.
«И опыт, сын ошибок...»

Здесь нужно подробнее узнать о прошлом опыте принятия решений компании, как по вопросам, аналогичным вашим, так и из других областей.
  1. Как и на основе чего принимаются решения по вопросам, подобным вашему?
  2. По каким причинам некоторые предложения получают отказ?
  3. Что послужило залогом успеха одобренных в прошлом решений и предложений?

Подгруппа 5.
«Вы здесь не один такой»

В ходе обсуждения контракта, даже формально не заявленного как тендер, всегда упоминаются несколько конкурентов. Не забудьте выяснить, с кем вам придётся соревноваться в борьбе за клмента.
  1. Кто ещё претендует на место поставщика?
  2. Есть ли у компании «любимчики» и «фавориты»?
  3. Будет ли выбран только один поставщик, или бизнес «поделят» между собой несколько игроков?
Безусловно, можно задать клиенту гораздо больше вопросов, но группы, обозначенные выше, помогут структурировать беседу с ним и не «перегрузить» покупателя. Его ответы позволят вам не просто подготовиться к продаже, но и адекватно выстроить презентацию, прочно обосновать свою позицию в переговорах.

Журнал "Sales Business" №5, май 2008



 
Москва, ул. Софьи Ковалевской 14а
тел./факс:
+7 (495) 229-41-87
germostroy@rambler.ru

Клеевой отдел: +7 (495) 543-26-65
 
Герметики ·  Мастики ·  Клеи ·  Гидрофобизаторы ·  Очистители ·  ЛКМ ·  Наливные покрытия ·  Утеплители ·  Гидроизоляция ·  Огнебиозащита ·  Пены полиуретановые ·  Инструменты ·  Антикоррозийные покрытия ·  Сухие смеси ·  Составы для бетона

Панельное домостроение ·  Монолитное и кирпичное домостроение ·  Деревянное домостроение ·  Производство стеклопакетов, монтаж окон

Наш информационный партнер - стоительный портал www.stroyka.ru Web-mastering © Почерк.Ru, 2006-2024