|
Диагноз: «Процессуальный кодекс»
КАКИЕ ВОПРОСЫ СТОИТ ЗАДАТЬ КЛИЕНТУ О ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ЕГО КОМПАНИИ
ВОПРОС: «Всё чаще в книгах и семинарах по искусству продаж настойчиво звучит рекомендация заранее изучить процесс принятия решений в компании-клиенте. "Если вы правильно выстроили отношения с покупателем, он открыто ответит на все ваши вопросы". Я полностью согласен с этим утверждением, единственное, что меня беспокоит - какие именно вопросы задавать в таком случае? В голову приходит только три, как в известной передаче: что, где и когда. Но они не гарантируют исчерпывающую информацию. Подскажите, что ещё стоит узнать у клиента о принятии решений в его компании?»
ДЖОН ВОН ЭЙКЕН ОТВЕЧАЕТ:
В целом позиция «что, где и когда» неплохо отражает общее направление беседы. Но нельзя забывать и самый главный массив вопросов под названием «кто». Для того чтобы сделать мой ответ максимально практичным, давайте разобьём основной объём вопросов о процессе принятия решений на логические подгруппы.
Джон Вон Эйкен -
известный консультант в области продаж, маркетинга, менеджмента и поведенческой психологии. Колонка Sales Doctor выходит в нашем журнале с октября 2006 года. Вопросы Джону Вон Эйкену вы можете присылать на адрес sales@fr.ru - ответы будут опубликованы на страницах нашего журнала или на сайте www.salespro.ru
|
Подгруппа 1.
«Кто в домике живёт?»
Эти вопросы помогают определить, с кем придётся иметь дело в процессе принятия решений. Главное здесь, от кого зависит окончательная оценка вашего предложения. В идеале это именно тот, с кем вы ведёте переговоры. К сожалению, так ситуация складывается не всегда: по вине ли продавца или из-за объективных обстоятельств. И даже если сейлз работает с нужной персоной, нельзя забывать, что его мнение и он сам всегда подвержен влиянию. Итак, исследуя «человеческий фактор» в процессе принятия решений (ППР), задайте себе и клиенту следующие вопросы.
- Кто из ключевых игроков задействован в ППР?
Не забывайте о неформальной стороне: не всегда «серые кардиналы» отмечены в блок-схеме.
- Кто из игроков имеет наибольшее влияние на ППР?
Здесь не нужно строить собственных гипотез -иногда последнее слово в вашем вопросе остаётся за генеральным директором, иногда - за собственником компании или руководителем конкретного отдела.
- Чьё благополучие, работа и прочее в наибольшей степени зависит от принятия решения?
Несмотря на то, что вам вряд ли удастся узнать тонкости внутренней политики, некоторые вещи очевидны, из них не делают тайны.
- Кто в ППР занимает позицию «за», а кто - «против» вашего предложения и почему?
- Привлекаются ли к ППР люди извне?
Помните, что «люди извне» не только консультанты, аудиторы, психологи, юристы или бухгалтеры, но и друзья и коллеги лица, принимающего решения. Иногда это можно использовать себе на благо, если у вас построены позитивные отношения с членами «группы влияния». Бывает, в ППР вступают астрологи, жёны, родители и другие неформальные советчики, о которых нельзя забывать.
Подгруппа 2.
«Чего тебе надобно, старче?»
Вопросы этой подгруппы помогут выяснить, каким хотят видеть ваше предложение компания-клиент и её представители.
- Что именно желает получить от контракта каждый игрок?
Здесь стоит учитывать деловые и личные мотивы. Например, вполне распространённая причина отказа - «боюсь вылететь с работы из-за возможно неверного решения».
- Какие критерии лежат в основе принятия решения?
Иногда детали, которые ваша компания преподносит в качестве своих конкурентных преимуществ (цена, безопасность, скорость и т. п.), не играют для клиента никакой роли. Узнав, что важно именно для него, вы сможете представить предложение с самой выгодной для покупателя стороны.
Подгруппа 3.
«Раз ступенька, два ступенька...»
Вопросы этой категории позволят понять, из чего состоит ППР и как он проходит.
- Как складывается сам процесс: в режиме телефонных переговоров, встреч, выступлений перед комиссией, закрытых заседаний в кабинете президента компании и пр.? Будет ли иметь место обсуждение, защита вариантов, голосование?
- Какое влияние на ход процесса оказывают игроки?
Иногда формальное заседание большой группы людей сводится к заслушиванию решения, которое генеральный директор принял единолично.
- Какое влияние на ППР можете оказать вы? Что за информацию, когда, кому и в какой форме нужно предоставить?
- Какие факторы и политические нюансы могут повлиять на развитие событий после принятия решения?
- Сколько времени обычно занимает ППР в этой компании?
- Когда клиент хочет получить то, что оговорено в контракте?
Подгруппа 4.
«И опыт, сын ошибок...»
Здесь нужно подробнее узнать о прошлом опыте принятия решений компании, как по вопросам, аналогичным вашим, так и из других областей.
- Как и на основе чего принимаются решения по вопросам, подобным вашему?
- По каким причинам некоторые предложения получают отказ?
- Что послужило залогом успеха одобренных в прошлом решений и предложений?
Подгруппа 5.
«Вы здесь не один такой»
В ходе обсуждения контракта, даже формально не заявленного как тендер, всегда упоминаются несколько конкурентов. Не забудьте выяснить, с кем вам придётся соревноваться в борьбе за клмента.
- Кто ещё претендует на место поставщика?
- Есть ли у компании «любимчики» и «фавориты»?
- Будет ли выбран только один поставщик, или бизнес «поделят» между собой несколько игроков?
Безусловно, можно задать клиенту гораздо больше вопросов, но группы, обозначенные выше, помогут структурировать беседу с ним и не «перегрузить» покупателя. Его ответы позволят вам не просто подготовиться к продаже, но и адекватно выстроить презентацию, прочно обосновать свою позицию в переговорах.
Журнал "Sales Business" №5, май 2008
|