Режим работы: | |
пн-пт : | 07:00-16:30 |
+7(903)136-66-75 +7(495)229-41-87 +7(495)483-72-94 |
|
germostroy@rambler.ru |
---|
Есть мнение Фасады "Вторая жизнь" старых домов
"Вторая жизнь" старых домовЖилищный фонд в странах СНГ составляет более 30% всего воспроизводимого недвижимого имущества Подготовила и насчитывает 19 млн строений общей площадью более 2,7 млрд м2. Около 15% эксплуатируемого жилья г. Кузнецова в настоящее время нуждается в неотложном капитальном ремонте и переоборудовании (коммунальных квартир в отдельные), не менее 10% требует реконструкции. Износ жилых домов был ускорен процессами, происходившими в стране в период экономических преобразований. В конце 90-х гг. около 95% предприятий, обслуживающих коммунальное хозяйство, фактически оказались банкротами. Средств не хватало не только на капитальный, но часто и на текущий ремонт. Справедливости ради надо признать, что в последнее время вопросам реновации изношенного, не соответствующего современным требованиям жилья стало уделяться больше внимания. Чтобы ликвидировать проблему ветхих отживших свой век построек, руководители федерального, регионального и муниципального уровней предпринимают соответствующие шаги: стремятся перераспределить бюджет, увеличить статью на содержание жилищного фонда. Во многих регионах осуществляются или разрабатываются крупномасштабные проекты, в которых одно из главных мест отводится капитальному ремонту и реконструкции зданий. В Москве специальные программы, призванные подарить «вторую жизнь» старым домам и тем самым существенно изменить облик города, реализуются наиболее активно. Давно и успешно решается в столице проблема так называемых «хрущевок». Серьезно об их сносе и реконструкции начали говорить еще во времена СССР. Однако сколько-нибудь заметные перемены произошли лишь в 1995 году, когда правительство Москвы приняло решение о комплексной «пятиэтажной» программе. Сегодня все вопросы, связанные с реконструкцией таких зданий, регламентирует постановление правительства Москвы №608 «О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года», принятое 6 июля 1999 года. Согласно этому постановлению до 2010 года пятиэтажные панельные дома серий К-7, Н-32, П-35,1605-АМ, 1МГ-300 и еще нескольких серий должны быть снесены, а блочные и кирпичные дома серий 1-510,1-511,1-515, которые, по мнению экспертов, вполне могут простоять лет 60-80, подлежат реконструкции. Но помимо пятиэтажного фонда в Москве в настоящее время насчитывается около 32 тыс. многоквартирных домов общей площадью 214 млн м2. В соответствии с действующим Жилищным кодексом РФответственность за их содержание возложена на собственников помещений. Однако подавляющее большинство граждан, ставших собственниками в результате приватизации занимаемых ими квартир, не может самостоятельно провести капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. В связи с этим правительством Москвы в 2007 году было принято решение об устранении недоремонта, накопившегося за прошедшие годы в условиях недостаточного финансирования. С целью выполнения этих намерений была разработана Городская целевая программа по капитальному ремонту многоквартирных домов «Ответственным собственникам — отремонтированный дом» на 2008-2014 годы. В эту программу попали 14 тыс. многоквартирных домов общей площадью 117,5 млн м2. В течение семи лет на капитальный ремонт этих зданий планируется потратить 490 млрд руб. В 2008 году на ремонт 1700 объектов программы площадью свыше 12 млн м2 из этой суммы было выделено 40 млрд руб. В 2009 году предстоит выполнить часть обязательств 2008 года по уже отремонтированным, но пока не утепленным 450 домам. В них будут проводиться, а точнее уже проводятся работы по монтажу фасадных систем и замене оконной «столярки». Еще 535 многоквартирных домов общей площадью более 4 млн м2 планируется отремонтировать в рамках программы комплексного капитального ремонта (ККР) на 2009 год. В этом году на реализацию программных мероприятий предполагалось израсходовать 50 млрд руб. Как считают специалисты, работа по капитальному обновлению жилищного фонда столицы идет ритмично, город накопил уже немалый опыт в этой области, есть общее видение и понимание того, как решать вопросы, связанные с капитальным ремонтом многоквартирного жилья. Об основных особенностях нового этапа программы мы попросили рассказать главного инженера ГУ «Центр «Энлаком» Андриана Юрьевича Калинина. — Что сегодня входит в понятие капремонта? В чем особенность реализуемой программы? — Капитальный ремонт предполагает выполнение работ по приведению в исправное состояние всех изношенных элементов здания и оборудования, смену, восстановление или замену конструкций и инженерных систем зданий на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление модернизации жилых зданий с установкой приборов учета расхода тепловой и электрической энергии, воды,газа с целью обеспечения рационального энергопотребления. На данный момент существует 78 позиций, по которым может производиться капремонт в многоквартирном доме, внесенном в адресный перечень программы «Ответственным собственникам — отремонтированный дом». В основном на объектах программы выполняются:
Раньше под капитальным ремонтом подразумевалось приведение в более-менее приличный вид фасадов и кровель зданий и ремонт мест общего пользования: подъездов, входных групп, лифтовых и лестничных холлов и т.п., причем в основном без замены инженерии. В лучшем случае при капитальном ремонте, который проводился в предыдущие годы, реставрировали обрушающиеся карнизы, восстанавливали или совсем срезали обычные балконы и делали вместо них так называемые французские. Это касается главным образом сталинских домов. В начале сезона специалистами Мосжилинспекции, ОАТИ, ГУ «Центр «Энлаком» и МосЖилНиипроекта проводилось техническое обследование нуждающихся в ремонте объектов жилищного фонда, определялось состояние зданий и принималось решение, какой ремонт на них следует выполнять — текущий или капитальный. На основании результатов обследования составлялись списки, выделялись какие-то средства и производился выборочный ремонт отдельных конструктивных элементов, кровли, фасада, внутридомовых коммуникаций, при необходимости заменялись лифты. Основная особенность городской целевой программы «Ответственным собственникам — отремонтированный дом» заключается в том, что ремонт проводится не выборочный, а комплексный. В отличие от выборочного ремонта, который лишь восстанавливает утраченное в процессе эксплуатации состояние отдельных элементов объекта, комплексный подразумевает приведение всего здания в качественно новое состояние с его максимальным соответствием современным требованиям СНиП. В мае руководством города было принято решение, согласно которому, начиная с 2009 года, капремонт многоквартирных домов будет производиться только в таком формате — Какие фирмы допускаются к выполнению капремонта? На основании каких критериев осуществляется выбор подрядных организаций для проведения ремонтных работ? — Выбор подрядчика на проведение ремонта (в данном случае капитального характера) — один из самых важных вопросов во всей сложной схеме капремонта. Во-первых, фирма должна иметь лицензию на выполнение тех видов работ, которые предстоит выполнять. При выборе подрядчика проводится конкурс. Организации, претендующие на участие в программе капитального ремонта, выбираются строго в соответствии с Федеральным законом №94 от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», то есть по итогам аукционов. Основные критерии отбора — сроки исполнения и стоимость работ. Еще одно обязательное требование к подрядной организации — это своевременное предоставление сертификатов качества, технических паспортов или других документов, удостоверяющих качество материалов, конструкций и деталей, применяемых при производстве ремонтно-строительных работ, и их соответствие требованиям санитарных и противопожарных норм. — Насколько эффективна конкурсная политика подбора организаций для выполнения капремонта? — На мой взгляд, она недостаточно эффективна. Конкурсный отбор в том виде, в котором он осуществляется, не учитывает ни технической оснащенности фирм, ни их знаний, ни профессиональных возможностей. Поскольку в условиях кризиса городской заказ — это наиболее реальная возможность получить гарантированное финансирование и удержаться на плаву, в программу ринулись все, кому не лень. Сегодня в ней может принять участие любой, кто дает наибольшее тендерное снижение. К чему это может привести, мы уже знаем по результатам прошлого года. Причем низкое качество ремонта и срыв установленных сроков работ — это еще полбеды. Известны случаи, когда люди выигрывали конкурсы, брали авансы, а потом просто исчезали. — Не планируется ли пересмотреть условия допуска строительных организаций к участию в конкурсе и правила его проведения? — Поменять правила проведения конкурса можно только на законодательном уровне, а это очень сложно сделать. Мы такие предложения вносили, но надо понимать, что есть Москва, а есть федеральные законы и т.д. Кстати, Санкт-Петербург, где реализуется своя программа капремонта, тоже столкнулся с подобной проблемой. И петербуржцы нашли оригинальный выход из положения. Они просто-напросто приняли решение, согласно которому при конкурсном снижении больше 10% торги приостанавливаются, а фирма, давшая такое снижение, снимается с конкурса. Может это и является нарушением федерального закона, но, по крайней мере, это позволяет закупать те материалы, которые заложены, выполнять работы без снижения качества и быть уверенными в том, что исполнители не пропадут. Хотя и 10%-ное снижение — не панацея. Да, они ограничили снижение, но количество недобросовестных производителей, ставших участниками программы, от этого не намного уменьшилось. Может быть, когда появятся СРО, будут проводиться аттестация, аккредитация, когда придется платить деньги за свои объекты, фирмы, которые не могут нормально работать, будут вынуждены уйти из программы. — Изменились ли требования, предъявляемые к участникам тендера в этом году? — Организации, которые вышли на аукцион 2009 года, должны были дать подтверждение о том, что до участия в конкурсе они выполняли подобные работы объемом не менее 20% от объемов горзаказа. Причем они были обязаны подтвердить эти объемы финансовыми справками, заверенными налоговыми органами, и внести залог. Кто не мог оплатить гарантии живыми деньгами,тот не допускался к конкурсу. Причем в этом году было принято решение не укрупнять лоты, то есть каждый дом разыгрывался отдельно. Надо сказать, что ужесточение конкурсных условий вовсе не отпугнуло подрядчиков. Участников оказалось в три раза больше, чем в прошлом году. Так что на рынке капремонта 2009 года появилось много организаций. Но опять-таки лишь половина из них прежде работала с фасадными системами, другая же выиграла конкурс, имея один паспорт, внесши залог и дав максимальное снижение до 50-52%. — Как Вы оцениваете работу строительных организаций, ориентированных на решение задач капитального ремонта? Какие выводы можно сделать, опираясь на результаты приемки отремонтированных объектов? — В прошлом году программа реализовывапась в два этапа. На первом этапе работы по утеплению фасадов выполняли 32 подрядные организации на 63 объектах. Причем конкурс среди подрядчиков на выполнение фасадных работ вообще не проводился. Победителям тендера на право проведения выборочного ремонта фасады отдавались, что называется, в нагрузку. Поскольку многие из них системами наружного утепления вообще никогда не занимались, пришлось людей учить всему заново. В лучшем случае фасадные фирмы попадали к «ремонтникам» на субподряд. В результате в начале прошлого года в ходе проверок качества утепления фасадов было предъявлено около 1500 замечаний. При этом около половины из них относилось к категории существенных. Это означает, что для их устранения требовался демонтаж дефектных участков. В рамках второго этапа уже состоялся конкурс на проведение фасадных работ, после чего в программу вошли фирмы, которые с нами давно работали и были обучены. Но все равно еще попадались организации, которые прошли по конкурсу только потому, что дали наибольшее снижение. На втором этапе работы по утеплению фасадов зданий выполняли 18 подрядных организаций на 92 объектах. На втором этапе качество монтажа было намного лучше. С теми, кто принимал участие в первом этапе реализации программы и перешел во второй, было гораздо легче работать. К тому же в программе появились фасадные фирмы, с которыми ГУ «Центр «Энлаком» сотрудничает уже в течение 10 лет. В ходе проверок качества фасадных работ второго этапа было предъявлено тоже достаточно много замечаний (более 2000), тем не менее, существенных среди них было почти в три раза меньше. Несмотря на все трудности, 2008 год оказался в какой-то степени показательным. Ведь он позволил выявить недобросовестных поставщиков материалов и исполнителей ремонтных работ. К концу года в «черный список» попали около сотни организаций. В дальнейшем они просто-напросто не будут допускаться к выполнению работ по программе ККР. Анализ замечаний по поводу качества смонтированных систем по первым двум этапам санации показывает, что наибольшее внимание со стороны ИТР подрядных организаций необходимо уделять таким работам, как:
Кроме того, в период монтажа системы должны проводиться мероприятия, позволяющие предотвратить попадание воды на поверхность и внутрь системы. Для чего в первую очередь следует выполнять работы по монтажу кровельных покрытий, оконных блоков, устройству подоконных сливов, остеклению балконов и лоджий. Это то, что касается мокрых фасадов, потому что в прошлом году применялись только штукатурные системы. Если говорить о программе санации на 2009 год, то ее тоже предполагается реализовывать в два этапа. В рамках первого этапа планируется доутеплить с использованием вентилируемых систем 450 объектов, которые были выборочно отремонтированы в прошлом году, а в рамках второго — выполнить работы по защитно-декоративной отделке наружных ограждающих конструкций еще 535 многоквартирных домов, входящих в адресный перечень объектов программы ККР на 2009 г. — Каким образом отслеживается качество стройматериалов, применяемых на объектах капремонта? Кто осуществляет контроль за соблюдением графика и качеством выполнения работ на жилых домах? — Существует такое понятие, как входной контроль материалов, поступающих на строительный объект. Его должна осуществлять служба технадзора заказчика, каким образом она будет проверять — это другой вопрос. Что касается контроля фасадных материалов, то на сегодняшний день мы подготовили две методики: по навесным фасадам и по штукатурным системам утепления. Эти методики утверждены вице-мэром Москвы. В них прописаны технические параметры материалов, входящих в систему, и указан ГОСТ, по которым их следует контролировать. В прошлом году в правительство Москвы мы подали заявку, и к концу года нам передали передвижную лабораторию, оснащенную всем необходимым оборудованием для осуществления контроля качества поставляемых на строительную площадку материалов и смонтированных систем. Существует 3-4 показателя, по которым можно определить качество того же утеплителя, клеевого состава, декоративной штукатурки, краски и так далее. Даже в прошлом году мы контролировали основные параметры штукатурных систем наружного утепления и выдавали заключения уже с конкретными показателями этих материалов. Или, например, по второму этапу необходимо было проконтролировать качество металлоконструкций, применяемых в составе навесных фасадных систем, прошедших конкурсный отбор. Были заключены договора с лабораторией испытательного центра «ЭкспертКорр-МИСиС», которая провела экспресс-анализ поставляемых материалов и дала подтверждение, что их характеристики отвечают требованиям, заложенным в ТЗ. То есть система контроля качества материалов на сегодняшний день выстроена. Конечно, ее можно совершенствовать за счет обучения служб технадзора заказчика, авторского надзора, повышения грамотности людей, которые работают на монтаже и т.д., но сама структура в принципе отработана еще в прошлом году. Контроль за соблюдением графика и качеством выполнения ремонтных работ осуществляет Мосжилинспекция, которая еженедельно на штабе в мэрии Москвы докладывает о ходе реализации программы. Плюс мы со своей стороны на штабе, который проводится департаментом с подрядчиками, предоставляем в табличной форме свои отчеты, где написано, на каком этапе какой вид работ выполняется, и дается оценка: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо. — По всей видимости, на участие в программе могут рассчитывать исключительно отечественные производители и поставщики материалов и конструкций. Соответствуют ли объемы и качество продукции, производимой столичными предприятиями стройиндустрии, потребностям городской целевой программы? — Во-первых, могу сразу сказать, что когда составлялась программа, перед разработчиками ТЗ на применяемые при производстве работ материалы, конструкции и оборудование изначально была поставлена задача сориентировать самые крупные позиции, из которых складываются затраты на материалы, на отечественное производство, причем желательно — на московского производителя. И если вы обратили внимание, вся продукция, заложенная в ТЗ, в основном производится на предприятиях столицы. Она ни в чем не уступает требованиям зарубежных стандартов. Этим предприятиям тоже интересен государственный заказ. Если импортные материалы и встречаются, то в очень ограниченных количествах. Это в основном касается анкерных креплений. Возможно, эти позиции можно было бы закрыть и отечественными материалами. Но в прошлом году никто не верил, что запуск программы все-таки состоится. Даже импортные поставщики, несмотря на их возможности, не смогли обеспечить своевременную поставку анкерной техники в том объеме, который потребовался. Ведь первоначально шел разговор о 2-3 домах, на которых предполагалось опробовать технологию, посмотреть сроки, оценить реальные затраты. Однако вместо 2-3 домов запустили сразу 450 объектов. Никто и не ожидал, что именно столько будет востребовано. Могут ли российские производители закрыть эту позицию? Могут, но для этого им нужно быть уверенными, что их продукция будет востребована. В России есть несколько заводов, которые могут выпускать анкерные крепления. Но пока они в московскую программу не заявлялись. Думаю если перед ними поставить конкретную цель и обозначить реальные объемы, то они будут выпускать то, что нужно. Единственное, чего нет в российской программе — это качественных отечественных заклепок. Их просто нет. Все остальное комплектуется российскими материалами. — У программы капремонта есть сверхзадача — повышение энергоэффективности ремонтируемых объектов. Один из основных путей ее решения — увеличение теплоизолирующей способности ограждающих конструкций зданий. Какие технологии защитно-декоративной отделки наружных стен нашли применение в программе? — В прошлом году на объектах горзака-за велись работы по устройству фасадных систем с тонким наружным штукатурным слоем. Из всех вариантов фасадной отделки, представленных в тендерный комитет, заявленным критериям соответствовали только следующие 5 систем: «Вебер.Терм», «БауКолор», «ТексКолор», «Сартэксим-Термо», «Ремтеко-Термомакс». Причем в протоколе экспертного совета написано, что разработчики систем, не прошедших по конкурсу по причине несоответствия этим критериям, после доработки качества материалов и получения соответствующих документов, могут повторно подать заявку на рассмотрение экспертного совета. Конечно, стать участниками программы этого года они не смогут, поскольку работы уже распределены, но у них есть шанс войти в программу 2010 года. Чтобы реализация мероприятий по утеплению фасадов не зависела от времени года, руководством города было принято решение использовать в программе системы НВФ. В этом году в программу санации попали только 3 компании-разработчика навесных систем: «Юкон Инжиниринг», «Диат» и «Олма». При выборе навесных фасадных систем особое внимание уделялось долговечности и безопасной эксплуатации. Основной критерий, по которому осуществлялся выбор технологии — безремонтный срок службы в течение 50 лет. Кто из заявителей систем на тот момент соответствовал этому критерию, тот и прошел. Второй критерий — использование в системе подконструкций кронштейнов коробчатого сечения. В принципе экспертный совет принимал на рассмотрение системы с L-образными кронштейнами, но только при условии использования в качестве облицовки крупноразмерных навесных элементов, например, фиброцементных панелей, которые, будучи «завязанными» как минимум с тремя направляющими, придают дополнительную устойчивость конструкции. Кроме того, к поставщикам вентсистем предъявлялись такие требования, как: наличие собственной проектной организации, учебного центра и программы обучения монтажу системы; наличие службы технической поддержки; оказание помощи в привязке системы к конкретному объекту. Все рекомендованные для применения в городской программе технологии защитно-декоративной отделки фасадов внесены в проектную документацию, которая прошла согласование с Мосгосэкспертизой. В 2008 году Мосжилниипроектом совместно с поставщиками систем и ГУ «Центр «Энлаком» было разработано более 130 проектов типовых серий и их модификаций с доработкой нестандартных узлов выхода инженерных коммуникаций. Для своевременного внедрения проектных решений и реализации программы ККР была разработана концепция поквартального ремонта жилищного фонда и благоустройства прилегающих территорий, утвержденная государственным заказчиком. В ходе выполнения данного вида работ была проведена корректировка «Московской цветовой палитры» с учетом современных требований, адаптированных к международной системе обозначения цвета NCS. Учитывая региональный опыт программы «Ответственным собственникам — отремонтированный дом» рабочей группой Департамента капитального ремонта была поставлена задача по разработке антивандальной системы устройства фасадов для цокольного и первого этажей. В настоящее время проектная и техническая документации по антивандальной системе разработаны, и их внедрение планируется на нескольких экспериментальных объектах в 2009 году. — Какие меры были приняты с целью повышения качества фасадных работ? — Под непосредственным руководством Департамента капитального ремонта жилищного фонда отработана четкая система взаимодействия между участниками реализации программы с привлечением технических заказчиков, Мосгосэксперти-зы, Москомархитектуры, ОАТИ, ГУ «Центр «Энлаком», проектировщиков, подрядных организаций и поставщиков систем. Созданы рабочая группа и экспертный совет по техническому выбору систем наружного утепления зданий с участием ведущих специалистов НИИ, проектных организаций, надзорных органов, МЧС УГПС Москвы и государственных заказчиков. Налажена программа обучения инженерно-технического персонала подрядных организаций. С участием экспертного совета, научно-технического отдела Департамента КР, ГУ «Центр «Энлаком» разработаны технические задания к системам наружного утепления и их компонентам, что дает возможность оперативно осуществлять входной, пооперационный контроль и приемку готовых конструкций. Данный вид деятельности осуществляется на основании разработанных ГУ «Центр «Энлаком» и Мосжилниипроект методик, которые гармонизированы с европейскими стандартами. На каждом объекте ведется постоянный контроль за ходом выполнения работ по монтажу выбранной системы утепления со стороны служб технического надзора заказчика, авторского надзора проектной организации, поставщика систем, ГУ «Центр «Энлаком», Мосжилинспекции с еженедельным обсуждением хода реализации программы по каждому конкретному объекту, что позволяет отслеживать сложившуюся ситуацию и оперативно реагировать на те или иные нарушения. Департаментом капитального ремонта закуплена и передана ГУ «Центр «Энлаком» в оперативное управление мобильная лаборатория, при помощи которой осуществляется техническое сопровождение объектов программы 2009 года. — Какие кровельные системы применяются на объектах, включенных в программу капремонта, и чем был обусловлен выбор того или иного конструктивного решения? — В подавляющем большинстве случаев многоквартирные дома, подлежащие капремонту в 2008-2009 годах, — дома типовых серий с плоскими кровлями по железобетонному основанию с утеплением или без утепления и защитным слоем в виде битумосодержащих рулонных материалов (рубероида). Технология реновации мягких кровель на битумной основе не отличается особой оригинальностью: полностью демонтируется старый кровельный ковер, при необходимости производится восстановление или замена составных элементов кровельного пирога, после чего выполняется монтаж новой рулонной кровли. Согласно п. 11.1 ТЗ, для устройства нижнего слоя кровельного ковра применяется рулонный кровельный и гидроизоляционный наплавляемый битумно-полимерный материал на стекловолокнистой основе с мелкозернистой посыпкой с верхней стороны и полимерной пленкой с нижней стороны. В качестве верхнего слоя ковра используется рулонный материал на стекловолокнистой основе с крупнозернистой посыпкой с верхней стороны и полимерной пленкой с нижней. При наличии в здании не отапливаемых чердачных помещений производится утепление чердачных перекрытий теплоизоляционными плитами «Бетофом». «Бетофом» — изделие полной заводской готовности, представляющее собой двух- или трехслойную панель, ядром которой является экструдированный пенополистирол с наклеенным на него с одной или двух сторон цементно-стружечным листом (ЦСП). — То есть в программу вошли только рулонные кровли? Другие конструктивные решения даже не рассматривались? — Нет, почему же. В Департамент капитального ремонта поступило несколько предложений по реконструкции существующих плоских кровель. Первое предложение — типовая схема устройства рулонной кровли с двухслойным наплавляемым гидроизоляционным ковром. Именно эта схема и была принята. Второе предложение поступило от производителей стеклофибробетона, которые предлагали использовать стекло-фибробетонную смесь для выполнения монолитных бесшовных покрытий методом заливки. Однако в России технология монтажа таких кровель до конца не отработана. Имеется как положительный, так и отрицательный опыт их эксплуатации, поэтому при обсуждении данного предложения среди участников экспертного совета возникли разногласия. В результате оно было отклонено. Третий вариант ремонта был основан на применении в качестве материала кровельных покрытии двухкомпонентных полиуретановых композиций, образующих при заливке на поверхности ремонтируемой крыши сплошную эластичную мембрану. Это наиболее прогрессивные технологии устройства кровель, которые сегодня применяются во всем мире, но данное конструктивное решение на экспертном совете департамента даже не рассматривалось, поскольку при всех неоспоримых достоинствах обладает одним весьма существенным недостатком — высокой стоимостью. — Обсуждались ли варианты реконструкции кровель, предусматривающие надстройку мансард, и какова их судьба? — Варианты реконструкции жилых домов с отселением жителей первых этажей в помещения мансардных надстроек разрабатывались в свое время МНИИТЭПом для программы «Магазины пешеходной доступности». Было выполнено несколько объектов. По-моему, в районе ст. метро «Войковская» в экспериментальном порядке было надстроено несколько пятиэтажных домов. Однако массового применения этот опыт так и не нашел. Хотя до того как программа началась, эти вопросы обсуждались. Но, пока таких решений нет. — В связи с кризисом многие региональные программы капитального ремонта практически свернуты. Не постигнет ли та же участь столичную программу? Не произойдет ли сокращение запланированных объемов финансирования программных мероприятий вследствие изменившейся экономической ситуации? — Объемы финансирования уже сократились на 7 млрд руб. Не исключено, что это не окончательная цифра. И размеры реального сокращения объемов средств, выделяемых на реализацию программы из городского бюджета, вполне могут возрасти. Г.Кузнецова
|
||
Клеевой отдел:
+7 (495) 543-26-65
| ||
---|---|---|
|
Наш информационный партнер - стоительный портал www.stroyka.ru | Web-mastering © Почерк.Ru, 2006-2024 |