Режим работы: | |
пн-пт : | 07:00-16:30 |
+7(903)136-66-75 +7(495)229-41-87 +7(495)483-72-94 |
|
germostroy@rambler.ru |
---|
Есть мнение Проектирование О технический условиях на проектирование противопожарной защиты высотных зданий
О технический условиях на проектирование противопожарной защиты высотных зданий
В числе преимуществ высотного строительства обычно называют эффективное и экономное использование дорогостоящей городской территории, особую комфортабельность и массу различных технических новшеств. Мировой опыт высотного строительства действительно доказал эффективность и экономическую целесообразность использования ценной городской территории в этих целях. В нашем городе масштабная реализация планов высотного строительства началась после разработки и утверждения в 1999 году городской программы "Новое кольцо Москвы", в рамках которой планируется возвести до 2015 года 60 высотных жилых, гостиничных и офисных комплексов. В настоящее время уже ведется строительство 3-х объектов, еще 37 находится в стадии проектирования. По международным нормативам все здания, у которых хотя бы один этаж лежит вне зоны доступа пожарных с автолестницы или коленчатого подъемника, считаются высотными и относятся к категории "специальных зданий". Это обусловливает разработку специальных пожарных требований. Вместе с тем, существующие нормативные документы содержат требования к жилым зданиям высотой не более 75 м и общественным - не более 50 м. Согласно СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность" для каждого здания большей высоты должны разрабатываться Технические условия, отражающие специфику противопожарной защиты здания, включая комплекс дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий. Перед проектировщиками и сотрудниками Пожарной охраны стоит трудная задача: в данном документе необходимо не только учесть все вопросы, связанные с обеспечением пожарной безопасности на период строительства и эксплуатации объекта, но и разработать комплекс мероприятий, реализация которых позволит обеспечить безопасность людей в случае возникновения пожара и создать условия для его успешного тушения. Пожары, происходящие в высотных зданиях, как правило, приводят к многочисленным человеческим жертвам, значительному экономическому ущербу и вызывают широкий резонанс в обществе. Один из таких пожаров произошел 11.02.08 г. в строящемся 36-этажном жилом доме по 4-й Парковой ул., вл. 16. Он унес жизни 4 человек, но пострадавших могло бы быть гораздо больше. Пожарную опасность высотных зданий характеризуют следующие особенности: Крайне низкий уровень технического оснащения противопожарной службы, равно как и недостатки конструктивных решений зданий, пожарные в полной мере ощутили во время ликвидации пожара в 29-этажном жилом доме на проспекте Маршала Жукова (1993 г.). После этого случая Управление пожарной охраны Москвы совместно с другими заинтересованными организациями по поручению Правительства города разработало "Общие положения к техническим требованиям при проектировании жилых зданий высотой более 75 м (более 25 этажей)". Данные положения и легли в основу разрабатываемых Технических условий (далее по тексту ТУ), в которых формулируются основные требования по обеспечению пожарной безопасности здания на всех этапах жизненного цикла объекта (проектирование, строительство и эксплуатация). В пункте 1.5 СНиПа 21-01-97* указана необходимость не только разработки ТУ, но и их согласования с Государственной противопожарной службой и Госстроем. Для рассмотрения таких ТУ в Управлении государственной противопожарной службы Москвы работал Экспертный совет, где по каждому объекту принимались конкретные решения. Однако жизнь не стоит на месте. Постоянно появляются новые строительные материалы и технологии. В связи с чем возникла необходимость внести коррективы в уже разработанные нормативы. В результате совместной работы всех заинтересованных участников процесса строительства высотных зданий были подготовлены МГСН 4.19-2005 "Временные нормы и правила проектирования многофункциональных высотных зданий-комплексов в городе Москве". Это позволило не просто заполнить образовавшийся в федеральных нормах вакуум, но и совершенствовать (конкретизировать) основные положения требований пожарной безопасности применительно к уникальным и особо сложным столичным объектам. Однако хотелось бы обратить внимание читателей, что МГСН 4.19-2005 носят рекомендательный характер. Основные его положения должны учитываться при разработке ТУ, но ни в коем случае не браться за основу. ТУ становятся нормативным документом только после их согласования с ранее упомянутыми организациями. В настоящее время МГСН 4.19-2005 тоже нуждаются в корректировке. Не может не обнадеживать тот факт, что эта работа уже началась и активно ведется. Беспокоит только одно, почему ОАО "ЦНИИЭП жилища", который на сегодняшний день является головной организацией в этом процессе, не считает необходимым при корректировке данного документа наладить более тесное взаимодействие с Управлением государственного пожарного надзора (далее по тексту УГПН). ТУ являются нормативным документом, и все изложенные в нем требования также являются обязательными для всех юридических и физических лиц независимо от видов собственности и ведомственной принадлежности. Стало быть, и ответственность организаций, принимающих участие в разработке такого рода документов, очень велика. Фактически перед заказчиками и проектировщиками, решающими, какую выбрать организацию, стоит непростая задача. Наличие у компании лицензии МЧС России еще не говорит о высоком профессионализме ее сотрудников. Следует, прежде всего, оценить уровень подготовки специалистов, опыт их работы в данной области. Мне могут возразить, что подобное невозможно осуществить, поскольку это прерогатива МЧС. В этом есть доля истины, но посмотрите, много ли организаций в нашем городе занимается разработкой ТУ? Не больше 10-15-ти. Разве остальные не способны? Вовсе нет, просто в процессе согласования, в том числе в УГПН, сами заказчики и проектировщики отказываются от их услуг. На основании чего разрабатываются ТУ? Очень часто ТУ рождаются не на основании разработанного и согласованного в установленном порядке Технического задания (далее по тексту ТЗ), а на основании уже выполненных предпроектных предложений. Получается, что разработчики ТУ заведомо идут на поводу у своих заказчиков, заложивших в еще не подготовленный документ многочисленные отступления и нарушения. Но и это не все - они (разработчики) и не пытаются убедить проектировщиков в необходимости внести изменения и дополнения в разработанные проектные решения. С ситуациями, когда приходится уже поступившие на согласование ТУ отправлять на доработку, поскольку разработка технических решений не входит в нашу компетенцию (тем более на стадии согласования подготовленных ТУ), УГПН сталкивается постоянно. Состав ТУ. Тоже далеко немаловажный вопрос. На сегодняшний день документа, регламентирующего состав ТУ, пока нет, поэтому приходится пользоваться основными положениями ГОСТ 12.1.004-91* "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования" и другими нормативными документами по пожарной безопасности (СНиП 21-01-97* и другие). В ближайшее время МЧС России планирует вынести на обсуждение проект такого документа. Вместе с тем, практика работы показала, что ТУ должны содержать следующие основные разделы: Отсутствие документа, определяющего порядок разработки ТУ, привело к тому, что возникла ситуация, когда "Положение о технических условиях на проектирование и строительство уникальных, высотных и других экспериментальных объектов капитального строительства в городе Москве", разработанное в июле 2007 года Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее по тексту МКА) при участии Комитета города Москвы по государственной экспертизе проектов и ценообразованию в строительстве (далее по тексту МГЭ), ГУ "Центр "Энла-ком" и ОАО "ЦНИИЭП жилища", вообще не было представлено нам на рассмотрение. А данный документ содержит требования, в том числе к содержанию ТУ и порядку их оформления. Мы очень надеемся, что ситуация будет меняться в лучшую сторону. Совещание, проведенное на базе ГУ "Центр "Энлаком" 30.01.08 г., на котором присутствовали представители МКА, ЦНИИСК им. В.А. Кучеренко, ФГУ ВНИИПО МЧС России, Академии МЧС России, Комитета государственного строительного надзора города Москвы (далее по тексту Стройнадзор) и другие организации, по снятию возникших разногласий и выработке общей позиции это подтвердило. Конечно, все решить и обсудить мы не могли, но был сделан первый шаг к взаимопониманию, который показал, что у всех нас одна цель - обеспечение безопасности людей и успешное тушение пожара. Разработка непосредственно ТУ. Очень часто в ТУ разработчики, полагая, что самое главное - отметить в ТУ принципиальные позиции, не указывают все имеющиеся отступления от противопожарных требований действующих нормативных документов. Однако позже, когда на основании ТУ разрабатывается проектная документация, все эти недоработки начинают проявляться, в результате Мосгосэкспертиза при рассмотрении проектов направляет генеральных проектировщиков на повторное согласование ТУ в УГПН как Москвы, так и России. Не всегда находят отражение в ТУ вопросы, связанные с нормированием расстояний от строящегося объекта до пожарных частей и оснащенностью последних специальной техникой (автонасос высокого давления, коленчатый подъемник или автолестница высотой более 50 м). Как и не всегда обращается внимание на разработку планов расстановки специальных пожарных автомобилей (коленчатый подъемник или автолестница). А ведь это очень важно. От того, насколько быстро прибудут подразделения Пожарной охраны и каким образом они организуют свою работу по тушению пожара и спасению людей, зависит очень многое. Для столицы данный вопрос очень актуален. Мегаполисы, подобные Москве, характеризуются наличием большого скопления автомобилей на магистралях города при недостаточном количестве транспортных развязок, что, как известно, ведет к возникновению пробок, причем не только в часы пик. Кроме того, своевременному прибытию пожарных подразделений к месту пожара препятствует отсутствие полноценных проездов для установки специальной пожарной техники. В отдельных ТУ закладываются такие компенсирующие противопожарные мероприятия, реализация которых либо невозможна (например, установка противопожарных не открывающихся окон в квартирах), либо не позволяет обеспечить необходимый уровень безопасности (например, вместо выхода из лестничной клетки высотной части непосредственно наружу предусматривается выход через тамбур-шлюз с подпором воздуха в вестибюль и далее на улицу). В подобных ситуациях всем, в том числе и УГПН, приходится находить пути решения проблемы на стадии рассмотрения и согласования ТУ. К сожалению, некоторые разработчики приходят в управление лишь тогда, когда ТУ уже разработаны и согласованы с заказчиком и генпроектиров-щиком. Конечно, мы можем их просто не согласовать, но вряд ли от этого кому-то станет легче. Что касается вопроса о необходимости проведения на стадии подготовки ТУ расчетов пожарных рисков, путей эвакуации, противодымной вентиляции, то, на мой взгляд, это необходимо, особенно в тех случаях, когда результаты расчетов могут существенно повлиять на перечень разрабатываемых компенсирующих мероприятий. Думаю, если читателей заинтересовала проблема разработки ТУ, то мы можем обсудить ее более подробно в следующих выпусках журнала. Пока мне бы хотелось остановиться на самом процессе согласования ТУ. Вся работа, проводимая УГПН города Москвы и связанная с согласованием отступлений, подтверждена Приказом МЧС России от 16.03.2007 №141 "Об утверждении Инструкции о порядке согласования отступлений от требований пожарной безопасности, а также не установленных нормативными документами дополнительных требований пожарной безопасности", который зарегистрирован в Министерстве юстиции 29 марта 2007 года №9172. Данным приказом, в развитие статей 6 и 20 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ "О пожарной безопасности", было создано правовое поле для согласования отступлений от требований пожарной безопасности. Кроме того, на основании пункта 16 вышеуказанного приказа, Главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору генерал-полковник Г.Н. Кириллов, письмом от 10 мая 2007 года №43-1411-19, предоставил права рассмотрения и согласования Управлению государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по г. Москве технических условий на проектирование противопожарной защиты многоквартирных жилых домов высотой от 75 м до 120 м, других зданий высотой от 50 м до 120 м, а также на здания (сооружения) с числом подземных этажей от двух до пяти, расположенных на территории города Москвы. Таким образом, созданный на основании вышеуказанных документов Нормативно-технический совет (далее по тексту НТС) фактически стал правопреемником действовавшего ранее Экспертного совета. В состав данного совета, возглавляемого начальником органа ГПН, включены наиболее квалифицированные сотрудники УГПН, Управления оперативного реагирования МЧС России по г. Москве, представители ФГУ ВНИИПО МЧС России, Академии ГПС МЧС России, Строй-надзора, МГЭ. Решение, принятое на НТС, оформляется Заключением и подписывается председателем НТС. В 2007 году нами уже проведено 18 заседаний НТС и рассмотрено 162 материала. К сожалению, в очередной раз приходится констатировать (см. "ТС" №1/2008), что представители МГЭ, ссылаясь на свои внутриведомственные документы, продолжают не просто игнорировать все заседания совета, но и постоянно подвергают сомнениям саму законность его проведения, порядок согласования и компетентность специалистов, входящих в состав НТС. Все это в конечном итоге может привести к тому, что процесс согласования проектов, а значит и строительства объектов, фактически будет приостановлен. А этого нельзя допустить! Вот почему УГПН в очередной раз обратилось в адрес руководства МГЭ с предложением об участии ее представителей в работе НТС для владения оперативной информацией по особо сложным и уникальным объектам, на которые разрабатываются ТУ, и о проведении совместного совещания по вопросам рассмотрения и согласования ТУ и контроля полноты выполнения требований технических условий в разработанной проектной документации. Хочется надеяться, что наши предложения не останутся без ответа. Технологии строительства 2(57)/2008
|
||
Клеевой отдел:
+7 (495) 543-26-65
| ||
---|---|---|
|
Наш информационный партнер - стоительный портал www.stroyka.ru | Web-mastering © Почерк.Ru, 2006-2024 |