Режим работы: | |
пн-пт : | 07:00-16:30 |
+7(903)136-66-75 +7(495)229-41-87 +7(495)483-72-94 |
|
germostroy@rambler.ru |
---|
Есть мнение Лакокрасочные материалы Забытые технологии окраски дерева
Забытые технологии окраски дереваОкрашенное дерево, как правило, применялось в художественной мебели. Однако изделия минувших эпох редко доходят до нас в первозданном виде. Мебель переделывают, придают новую «свежесть», в результате произведение лишалось присущих ему художественных особенностей. Были забыты старые технологии, особенно в области окраски дерева. Та мягкая палитра старых мастеров забылась, а новые пигменты только искажали первоначальную естественность изделия. Черные протравы Окраски дерева в черный цвет столяры и чернодеревщики достигали различными способами. Так, наложение тени обугливанием было общеупотребительным уже до применения окрашивающих протрав. Как правило, это производилось следующим образом. Мелкий песок нагревался в медном или железном ящике над раскаленными углями, и образец дерева на короткое время погружался в песок, пока он не становился коричневым. При некоторой сноровке можно нанести на дерево тени и свет. С целью полного прокрашивания дерева применяли различные протравы, которые обеспечивали имитацию дорогостоящего черного дерева, и это, в конце концов, начало получаться настолько превосходно, что уже почти нельзя было определить, о каком по качеству материале идет речь — о плохом черном дереве или об окрашенной древесине. Поэтому в двадцатых годах XVII века были выпущены многочисленные указы о досмотре, на основании которых каждая работа, исполненная из настоящего черного дерева, перед продажей маркировалась городской печатью со словом «черный». Нечестные ремесленники слишком часто выдавали и продавали протравленное грушевое дерево под видом эбенового. Поскольку черное дерево на протяжении XVII века приобрело популярность и повысилось в цене, неудивительно, что чернодеревщики повсюду прибегали к таким вынужденным приемам. В общем случае чернящие протравы действуют резче, чем протравы для других цветов. Но вместе с тем они и быстрее пропитывают дерево, хотя одновременно приводят к хрупкости фурнитуры, от чего многократно предостерегают в рецептах. Двойное травление особенно часто имеет место при черных протравах, то есть дерево окрашивается двумя различными травильными растворами. Например, первая протрава содержит растворенные дубильные вещества: чернильные орешки, ольховую кору, а вторая — соли металлов: сульфат железа или меди. Указанные металлические соли образуют с предварительной протравой или с дубильными веществами древесины, например дуба, процесс осаждения красителя. «Любознательный художник» в 1703 году сообщает следующий рецепт травления. Молодая кора ольхи и черно-коричневая кора азиатского саппанового дерева отвариваются в воде. Добавляются бычья желчь, медная вода (сульфат меди), чернильные орешки, железные опилки и старое железо. Во втором, похожем по содержанию рецепте, автор рекомендует протравливать дерево в два этапа. В течение одного дня — в чернильной воде (чернильные орешки в дождевой воде и винный уксус), а затем в течение второго дня — в бразильской воде (дождевая вода, бразильское дерево и витриоль). После того как протравленное так дерево высохнет, оно натирается деревянным маслом или воском и полируется. Следующая по хронологии книга рецептов уводит нас в середину XVIII века, она написана Иоганном Крекером в 1753 году— «Руководство художника». Данный автор сообщает большое количество рецептов черного травления, которые очень похожи на более ранние рецептуры. В этих рецептах неизменно упоминают одни и те же, уже известные ингредиенты: чернильные орешки, железные опилки, щепки бразильского дерева и бычью желчь в сочетании с железной витриолью, квасцами и уксусом в различных комбинациях. Среди прочих упоминается и традиционная масляная протрава, а также одна из протрав, состоящая из двух различных растворов; при этом в первой фазе рабочего процесса дерево многократно покрывается щелочью из коричневого бразильского дерева (азиатское саппановое дерево), чернильных орешков и поташа, затем наносятся покрытия из раствора железных опилок в уксусе и нашатыря до тех пор, пока поверхность дерева достаточно не почернеет. В заключение производится натирание воском и полировка. Вслед за этим приводится простой, вплоть до наших дней часто применяемый рецепт, в котором используется внешняя зеленая кожура скорлупы грецких орехов. Когда эту высушенную кожуру кипятят в «хорошей щелочи» (поташе), то намазанное этим раствором ореховое дерево приобретает черный цвет. При более слабых растворах, а также для светлого дерева получается коричневой цвет. Кора ольхи, как и кора большинства других пород дерева (дуб, сосна, ель, вяз), содержит много дубильной кислоты, которая образует с мелкими частицами железа в железных опилках черную краску. Если к раствору железных опилок в уксусе добавить еще и дубильную кислоту или использовать древесину, содержащую дубильную кислоту, например дуб, то получается интенсивная черная окраска. Только взаимодействие с дубильной кислотой дает глубокий черный тон, сам по себе раствор железа имеет лишь слабую окрашивающую способность, и в нем дерево выглядит серо-коричневым. Совершенно особое внимание должно уделяться подготовке дерева к травлению, с тем чтобы на поверхности не остались уродливые или мешающие пятна. Совсем другое содержится в следующем рецепте: кипятят голубое бразильское дерево в дождевой воде, отстаивают, добавляют к отстою ярь-медянку и железный витриоль и снова все кипятят. Путем добавления ярь-медянки он изменяет до этого голубоватый цвет в черный. Дерево покрывается этим раствором и, наконец, когда оно еще влажное, необходимо окуривание сосновым дымом, предположительно с целью углубления полученного черного цвета. Дидро упоминает в 1779 году среди «красок для дерева» черную протраву, которая полностью прокрашивает дерево, если его поместить в уксус, затем высушить и натереть письменными чернилами; этот процесс повторяется до тех пор, пока дерево не будет прокрашено до сердцевины. Далее энциклопедист описывает уже знакомую масляную протраву, которая пригодна для каждого вида дерева. В течение трех дней дерево лежит в квасцовой воде и находится на солнце или на некотором расстоянии от огня, чтобы вода легко нагревалась и легко растворяла квасцовую соль. Затем в горшок наливается оливковое или льняное масло и добавляется кусок витриоли (римская витриоль) и столько же серы. В этом растворе дерево кипит, пока оно не почернеет, но не слишком долго, чтобы оно не стало хрупким. Существуют и другие рецепты. Кампешевого дерева 5 частей, воды 11 частей. Смесь кипятят, затем прибавляют азотно-железной соли (0,3 части) и выпаривают до густоты сиропа. Сушат в порошок, затем для окраски растворяют 1 часть порошка в 20 частях воды. Чернильных орешков 8 частей, кампешевого дерева 1 часть, железного купороса 1 часть, уксусно-медной соли 1 часть. Воды добавляют по усмотрению, кипятят и процеживают. Добавляют железных опилок 2 части, уксуса 15 частей. Красные протравы С начала XVIII века в Европе появилась мода на красное дерево, которое все больше ввозилось из Вест-Индии. Однако поскольку из-за транспортных затрат оно было очень дорогим, отечественные сорта дерева, которые были похожи по цвету и структуре, имитировались под красное дерево и, частично, в обманных целях продавались как настоящее красное дерево. Следовательно, махагониевые протравы служили для того, чтобы дополнить естественную окраску экзотического дерева и углубить ее, однако одновременно имитировать и отечественные сорта дерева. Красящие растворы большинства красных протрав основаны на отстое щепок красного дерева, красящее вещество которого содержится в различных видах цезальпинового дерева или саппанового дерева, известного как дерево фернамбук, а также в лучших сортах красного дерева Центральной и Южной Америки. Однако еще до открытия Южной Америки, в Европе в качестве важнейшего окрашивающего в красный цвет вещества было известно бразильское дерево. Название «бразиль» или «брезиль», как уже тогда называлось это дерево, происходит от арабского слова «браза» (огонь, пламя). Из-за того, что на восточном побережье Южной Америки находились обширные леса бразильского дерева, эта страна, открытая около 1500 года, была названа «Терра де бразиль». Но это было не то саппановое дерево, которое было известно из Азии, а так называемое фернамбуковое дерево, свое название оно получило по имени торговой гавани, которое особенно в первой половине XVI века переправлялось в Европу. Кроме описанных красящих веществ в конце XVIII и начале XIX веков появляются и другие, менее часто рекомендуемые экстракты красителей для красного травления. Весьма ранний рецепт красного травления, в котором, однако, не указано, какой материал должен быть окрашен, исходит от Ле Бега (1431). Он рекомендует приготовить очень крепкий раствор щелочи (поташ), размочить в нем щепки бразильского дерева и добавить натертые квасцы. Через пять дней окрашиваемый материал можно помещать в кроваво-красный раствор, который через три дня надо начать кипятить до тех пор, пока не получится требуемая окраска. Изданная 100 лет спустя «Книга по искусству» (1535), также оставляет открытым вопрос, что окрашивать — дерево, кость или рог. После того как красящее вещество помещено в квасцовую воду, оно готово к окраске. Красящий раствор снова готовился на основе бразильского дерева, которое растворяли в известковой воде и кипятили вместе с деревом, костью или рогом. Во всех этих рецептах рассказывается, как производить травление с бразильским красным деревом в известковой воде, щелочи или квасцах, как это задокументировано в XV и XVI веках; для красного травления Крекер рекомендует светлое дерево, в особенности клен. Методы применения различаются между собой; в одном рецепте требуется, чтобы дерево кипятилось в красящем растворе, в другом, напротив, дерево должно быть только смазано горячим раствором. Еще в одном рецепте он к раствору бразильского дерева в поташе и известковой воде добавляет азотную кислоту, «но ты не должен делать этого в большей степени, чем это необходимо, поскольку крепость сильно портит краску; как следует покрой дерево этим горячим раствором, дай ему высохнуть и помажь его теплым льняным маслом или светлой олифой, и оно станет подобно красивому красному сандаловому дереву». Если добавить совсем мало азотной кислоты, то красный цвет краски быстро переходит в коричневый и очень близкий к расцветке сандалового дерева. Любопытно, что в указаниях Крекера дерево окрашивается также в несколько приемов, так как если просто применить раствор бразильского дерева, то образец окрасится в желтый цвет, только при добавлении квасцовой воды цвет изменяется на красный. В отличие от этого при использовании коричневого бразильского дерева (саппановое дерево) и квасцов получается фиолетовый цвет. Если раствор квасцов должен быть ослаблен, он рекомендует добавлять нашатырь. Еще в одном рецепте Крекер окрашивает дерево груши в растворе дождевой воды, бразильского дерева и квасцов с добавкой половины горсти соли. Возможно, речь идет о поваренной соли. Ж.-А. Рубо лишь кратко упоминает, что, как правило, красное травление производится в бразильском дереве (из бразильского дерева), сваренном в квасцовой воде, но считает, что получается плохая окраска, так как цвет выглядит скорее оранжевым, чем красным. В связи с этим он добавляет в красящий раствор отстой на красной шерсти, которую он приобретал у торговцев. Он поясняет также, что вытяжка бразильского дерева без квасцов дает желтоватый красный цвет, который называется «капуцин». Напротив, вытяжка «индийского дерева» (кампешевое дерево) обуславливает черноватую окраску, которая будет выглядеть как красивый фиолетовый цвет, если добавить «римские квасцы». Дж. Имисон в 1793 году советует применять, помимо протрав из чистого бразильского дерева (с поташем), усиленное кипячение бразильского и кампешевого дерева, а протравливающий поташ он наносит на дерево только после высыхания красящего покрытия. Дополнительно Имисон предостерегает от неосторожного обращения со щелочью, так как она может превратить первоначальную красно-коричневую окраску в темно-голубой пурпур. В следующем рецепте на дерево наносится раствор фернамбуковых щепок в слабой щелочи, от которого на поверхности дерева возникает красно-голубой тон. После протирки концентрированной квасцовой водой цвет изменяется на светла-красный с желтоватым оттенком. Имисон изготовляет «менее светлую» красную протраву путем растворения сока драцены в винном спирте и натирает ею дерево; однако он отмечает, что протрава тут является по существу лакировкой, нежели окраской; ведь, как уже оговаривалось в начале главы, сок драцены представляет собой растворенную смолу, которая остается на поверхности и имеет малую проникающую способность. Окраска именно такого типа часто бывает жертвой реставрации, когда обновляются политуры! В рекомендации Штекель предлагает вскипятить мелкие щепки фернамбука в крепком уксусе, добавить к ним немного жженых квасцов и прокипятить с фурнитурой. И в последующих рецептурах он остается на позициях традиционных рецептов, которые нам уже известны. Коричневые протравы Подробные данные о коричневом травлении можно найти в соответствующих руководствах только с XVIII века. В Средние века коричневый цвет часто не являлся самостоятельной окраской, а был скорее оттенком фиолетового, красного, желтого или черного, поэтому в руководствах позднего средневековья отсутствуют четко сформулированные протравы для окраски дерева в коричневый цвет. Исключением является рецепт, появившийся в «Любознательном художнике» в 1703 году (Нюрнберг): «превосходные работы из дерева, в подражание индийскому дереву». Для этого вещи, выполненные из дерева груши или клена, помещаются в бразильский раствор и кипятятся, пока не приобретут коричневый цвет. После этого жженая, негашеная известь размягчается разведенной в воде мочой, пока не получится жидкая кашица; ею на дерево наносятся пятна, и «получается картина, напоминающая индийское дерево». Когда все высыхает, по дереву осторожно постукивают, чтобы известь отпала сама собой; то, что останется, стирается шерстяной тканью, покрывается льняным маслом и полируется до блеска; — по-видимому, здесь мы имеем дело с имитацией змеиного дерева. Желтые протравы О желтых протравах уже упоминалось в главе о красных протравах. Ниже приводится еще несколько рецептов протрав, предназначенных специально для окраски дерева в желтый цвет. Крекер (1753) применяет «самую среднюю часть дерева дикой яблони», разрезает ее на части, наливает сверху дождевую воду с квасцами и витриолью и производит кипячение дерева в этом растворе. Помимо этого, можно покрывать белое, хорошо отполированное дерево либо смолой («такая желтая смола»), либо шафраном или куркумой. После высыхания его надо заново отполировать зубом или костью и смазать олифой. Рубо описывает желтую протраву чернодеревщиков, которая составлена из барбариса, охры и шафрана. Дерево помещается в эту вытяжку и лежит в ней, пока не прокрасится. Во втором рецепте он пишет об отваре из желтой капусты (вайды), который при небольшой добавке «вер-де-гри» приобретает желтый тон серы, в отличие от шафрана, который в винном спирте дает желто-золотой цвет. Имисон (1793) предписывает тинктуру (состав) из различных растительных экстрактов, например, тумерика в спирте обеспечивает очень интенсивную желтую окраску, или французские ягоды. Он упоминает также способ, при котором надо смазать дерево азотной кислотой и немного подержать над огнем, пока оно не пожелтеет (см. коричневые протравы), который уже ранее, в 1688 году, был предложен Столкером. Правда, чтобы получить желтый цвет, не следует наносить на него слишком много азотной кислоты, иначе дерево станет коричневым. Для того чтобы окраска была более красивой и стойкой, необходимо после окраски вытереть дерево и покрыть его лаковой олифой для дерева. Для повышения прочности политуры следуют еще три или четыре покрытия шеллаковой олифы. Указания Штекеля (1799) основаны на соках таких растений, как яблоня, фризеттовое дерево или весенняя листва березы, которые кипятятся в дождевой воде с квасцами. В «Руководстве по ремеслу» рекомендуется лимонно-желтый или серно-желтый цвет из желтого дерева, положенного в винный уксус. Через два дня отстой отфильтровывается, и на дерево снова наливается вода. Через такое же время оба раствора смешиваются. Для окраски фурнитуру сначала кладут в «голубой спирт» (водный раствор аммиака, извести, ярь-медянки). Через два дня фурнитуру помещают в желтую протраву, в которой через три дня она полностью прокрашивается. При более простом способе фурнитуру сначала кипятят в квасцовой протраве, а затем в растворе желтого дерева. Окраска изменяется соответственно количеству желтого дерева. В качестве желтого дерева «Руководство по ремеслу» рекомендует шафран, залитый винным спиртом или очень крепкой водкой. Прехтль (1836) протравливает дерево способом, аналогичным описанному для красных протрав, с той разницей, что различные растворы и отвары сильнее разбавляют. Винклер (1860) тоже не отходит от выше описанных рецептур: корень куркумы в 80%-ном спирте, орлеан в поташевой щелочи и аммиак. Крекер в 1753 году рекомендует тип рецепта для коричневого травления в нескольких различных вариантах. В основном его метод выглядит следующим образом. Сначала дерево смазывается азотной кислотой; обработанное так дерево держат над огнем, пока оно не станет коричневым. Если обрабатывается белая, твердая древесина, то коричневый цвет получается особенно красивым; правда, обработка над огнем не должна продолжаться слишком долго, чтобы цвет не получился черно-коричневым. В заключение образец полируют и смазывают льняным маслом. Уже просто смазав поверхность дерева азотной кислотой, вызывают его пожелтение, а под воздействием тепла от огня оно окрашивается в коричневый тон, который быстро обугливается, если дерево держать слишком близко к пламени. Рубо пользуется классическими коричневыми протравами, которые находят применение и на сегодняшний день. Он дает вытяжке из зеленой кожуры грецких орехов стать коричневой и добавляет немного квасцов. Х.Ф. Штекель в книге «Справочник художника» (1799) рекомендует щелочь с мелко растертым ореаном, которые на поверхности клена дают ярко-оранжевый цвет. В другом рецепте содержится щелочной экстракт ореховой кожуры, который обеспечивает получение типичной окраски орехового дерева на кленовой фурнитуре. В «Руководстве по ремеслу» от 1803 года требуется вытяжка кошенили, которая добавляется к раствору железа (железные опилки в азотной кислоге), чтобы окраска стала коричневой. Прехтль в 1836 году сообщает о целой палитре коричневых тонов, большинство из которых получается на основе процесса окраски в коричневый цвет при помощи азотной кислоты, либо он добавляет к уже известным красным протравам железный витриоль. Последний из его рецептов звучит несколько по-новому: он протравливает «дерево в растворе медной витриоли и после высыхания протирает его раствором синильного железно-кислого калия в серной кислоте, в результате чего получается синильно-кислый окисел меди. Окрашивая по этому способу, можно легко получить стойкие нюансы красно-коричневого цвета от самого слабого отсвета красного до очень темного». Э. Винклер в книге «Изготовленье лаков и олиф» (1860) также выступает с новым рецептом «Хиршбергской протравы для орехового дерева», в котором он желает придать ореховому дереву темную окраску, «похожую на якаранду», при помощи раствора хромовокислого калия в воде, который наносится на дерево при помощи губки. Голубые протравы Голубые протравы можно, в основном, разделить на две группы, отличающиеся по способу приготовления. Давно известные и применяемые на протяжении веков голубые протравы основаны на ярь-медянке (см. зеленые протравы) и чаще всего в сочетании с бразильским или кампешевым деревом. Это соединение обеспечивает окраску раствора красного дерева в желаемый голубой цвет. В XVIII веке появляется рецепт с «сапожной чернотой» (предположительно, вытяжка из гаплатов железа и меди), который, вполне возможно, существовал и раньше, так как сапожную черноту, как готовое красящее вещество, во время позднего средневековья можно было купить на рынках. Помимо этих металлосодержащих соединений с XVIII века в рецептах голубого травления дерева господствуют протравы с индиго. Поскольку индиго в воде практически нерастворим, в целях окраски он растворяется в витриолевом масле (концентрированная серная кислота), осветляется или отемняется в зависимости от содержания воды. Наименование «индиго» происходит от латинского слова «индикум», что означает «происходит из индии». Натуральный индиго добывался из сока различных сортов индигоферы и сока красящей вайды. Красящее вещество находится в листьях индиговых растений, которые, после брожения и окисления, превращаются в голубой порошок, нерастворимый в воде. Индиго в больших количествах импортировался из Индии уже с начала XVII века; однако поскольку он составил серьезную конкуренцию развивающейся вайдовой промышленности, время от времени на него накладывали запрет. После того как индиго нашел доступ в рецепты окраски дерева, его стали постоянно рекомендовать и предпочитать перед другими рекомендациями. «Руководство по искусству» (1535), в котором не указано, какой именно материал красится, предписывает заложить в медный сосуд кусочки меди, соль поваренную и уксус, дать настояться и поместить в полученную протраву подлежащий окраске материал, который предварительно должен быть окрашен в теплом растворе бразильского дерева. Крекер (1753) предлагает положить щепки грушевого дерева в сапожную черноту, квасцы и уксус, с целью их окраски в голубой цвет. Для клена или льняного дерева он рекомендует двухнедельное травление. Если дерево свеже-остругано, то сначала его надо положить в дождевую воду, а через два дня в раствор листьев вайды (красящая вайда) с добавлением нашатыря и дождевой воды, в котором оно находится несколько дней, пока не станет голубым. Рубо применяет раствор индиго в витриолевом масле, в котором и протравливается дерево. Имисон (1793) различает более светло-голубое медное травление и несколько более сложные по технологии протравы из индиго. При индиговом травлении Имисон использует индиго, уже приготовленное красильщиками, покрывает им дерево, а затем обильно смазывает его раствором винного камня в воде. В заключение на поверхность можно дополнительно нанести еще и олифу. Штекель (1799) описывает только одну сильную протраву из индиго, которую он считает наилучшей и которая в короткое время насквозь прокрашивает дерево. Подобно Рубо, он помещает мелкоразмолотый индиго в витриолевое масло и, как только индиго полностью растворится, доливает воды. Когда протрава приобретет требуемый цвет, туда закладывается фурнитура и сосуд хорошо закрывается. Дерево оставляют в протраве при умеренном тепле на 24 часа, после этого вынимают и сушат. Для подобной окраски в голубой цвет следует применять дерево клена или льняного дерева, в особенности же тех пород, которые мастера по музыкальным инструментам используют для деталей скрипки. «Руководство по ремеслу» (1803) рекомендует, помимо уже известных индиговых протрав, еще одну из голубого дерева (кампешевое дерево), которое обливается кислым спиртом (разбавленная азотная кислота, размолотый аммиак) и отфильтровывается через два дня. Остаток- снова заливается водой и через такой же срок отфильтровывается в самостоятельную тинктуру, предназначенную для окраски в «темно-голубой, небесно-голубой и перламутровый цвет». Первый оттенок получается, если дерево предварительно протравливается в «голубом спирте» (мелко размолотый аммиак, известь, ярь-медянка, вода), а затем помещается в тинктуру голубого дерева с водой и находится там, пока не прокрасится насквозь. Для «небесно-голубого» цвета добавляется большее количество частей воды: для «перламутрового цвета» тинктура разбавляется еще сильнее. Если окраска должна иметь красный оттенок, добавляют разбавленный голубой витриоль (сульфат меди). Прехтль (1836) снова предлагает целый выбор голубых протрав различного типа, часть из которых уже упоминалась. В первом рецепте он растворяет ярь-медянку в едком аммонии, разбавляет раствор водой и пропитывает им дерево. В заключение он покрывает образец горячей вытяжкой кампешевого дерева или пропитывает его свободной от железа медной витриолью. Можно также пропитать дерево раствором сернокислой окиси железа, которая, в зависимости от требуемого оттенка, разбавляется водой. Новыми являются сведения, что после высушивания наносится раствор синильно-кислого железистого калия в воде, который предварительно был смешан с серной кислотой. Винклер (1860) придерживается испытанных протрав на индиго и добавляет только один рецепт — ярь-медянка, растворенная в моче с уксусом. После намазывания отфильтрованным раствором производится дополнительное покрытие щелочью из поташа и дождевой воды, до тех пор, пока предмет не приобретет требуемый голубой цвет. Зеленые протравы Подобно голубым протравам, многочисленные рецепты для окраски в зеленый цвет основаны на использовании ярь-медянки, основного железно-кислого соединения меди, которое образуется при опрыскивании меди уксусом во влажной среде. Полученные зеленые корочки, оформленные в виде шариков или палочек, и являются ярь-медянкой, которая находилась в продаже еще в XIX веке и использовалась как красящее вещество. Протравливающий раствор с ярь-медянкой позволял реализовать простой процесс окраски, который не требовал перекрашивания. Однако несколько узкая цветовая шкала, благодаря процессу дополнительного подкрашивания, могла расшириться; и это было широко распространено в окрашивании текстиля. Например, дерево протравливали сначала в голубой, а затем в желтой вытяжке. При сокращенной технологии голубой красящий раствор добавлялся непосредственно к желтой вытяжке, что обеспечивало целенаправленное смешивание красок и окраску деревянного изделия в требуемый оттенок цвета за один рабочий цикл. Рецепты зеленого травления имелись уже довольно рано у Ле Бега (1431), причем не только для дерева, но и для кости, льняных тканей и т.д. В этих целях автор рекомендует налить в стеклянный сосуд крепкий красный уксус и растворить в нем латунные опилки с некоторым количеством римского витриоля и квасцов; раствор он некоторое время кипятит и оставляет стоять на несколько дней. Для окраски вещь надо положить в раствор и снова недолго прокипятить, — пока не получится хорошая стойкая окраска. «Руководство по искусству» (1535) вновь советует поместить дерево (кость или рог) сначала в квасцовую воду и высушить, а затем положить в раствор ярь-медянки, «саль аммониакум» (хлорид или карбонат аммония) и крепкого уксуса и держать в нем, пока не образуется требуемый цвет. В труде Сталкера упоминается тот же самый рецепт, только протраву необходимо вскипятить. Отделка дерева Обработка древесины после травления в указаниях по технологии этого процесса упоминается только мельком. Вместо этого целые главы и манускрипты содержат многочисленные рецепты лаков и мебельных политур. Считается общеизвестным, что окрашенные образцы дерева или интарсии должны быть предварительно навощены. Это, например, значится в рецепте из Брюссельского манускрипта от 1635 года, который предписывает протереть поверхность дерева после черного травления тряпкой или щеткой, нанести воск и отполировать хлопчатобумажной тряпкой. Нюрнбергский источник «Зерцало искусств и ремесла» (1696) тоже предлагает покрыть дерево после черного травления белым воском. Однако уже спустя несколько лет «Любознательный художник», тоже из Нюрнберга, в 1703 году рекомендует отполировать протравленное дерево древесным маслом или воском либо обработать его льняным маслом. Аналогично, указания от 1753 года требуют нанесения воска или олифы, а во многих случаях ограничиваются протиркой льняным маслом. По-видимому, уже с самого начала английские чернодеревщики покрывали свои работы после протравы олифами. Например, в работе Столкера от 1688 года упоминается олифа «сидлак» (шеллак), которую следует наполировывать. Джон Аймисон, английский автор «Руководства для художника», в конце XVIII века в заключение своих указаний по травлению советует перейти к олифе; это обстоятельство он уточняет в главе о желтых протравах: «Для того чтобы такие протравы сделать красивей и долговечней, после травления дерево надо обтереть, а затем покрыть сверху лаковой олифой; когда политура затвердеет, ее следует три или четыре раза покрыть шеллаковой олифой». По поводу махагониевых протрав тот же автор различает хорошие работы, которые он покрывает олифой на древесном лаке, и плохие работы, которые он обрабатывает раствором смолы и древесного лака или высушивающими маслами. Старинные технологии окраски дерева в России В России краски и пигменты использовались в древности так же, как и в Европе. Но это относилось только к иконописи, а позднее — и к живописи. С конца XVII века печатные руководства оперируют уже общеевропейскими названиями. В это время пользовались как местными, так и привозными красками. С развитием искусства интерьера обогащается цветовая палитра убранства. Это и роспись стен, и их окраска, и богатые цветные ткани, и художественная мебель. Ее производство в первую очередь было связано с цветными породами дерева. Техника деревянной мозаики требовала обогащения цветовой гаммы. Стали появляться издания с указанием рецептов окраски дерева. В книге «Основательное и ясное наставление в миниатюрной живописи...» (1765) даются рецепты красителей для живописи, которые применялись и для окраски дерева. А «Любопытный художник и ремесленник...» (1791) в главе «О крашении дерева в разные краски» дает различные рецепты окраски дерева. Интересен рецепт окраски липы в зеленый цвет. В дереве делают отверстие, в которое наливают спирт, закрывают пробкой и ставят в горячую печь. Дерево через некоторое время приобретает зеленый цвет. Для окраски в черный цвет, чернильные орешки растворяют в речной воде с добавлением рейнского уксуса и варят в течение часа. Для цвета красного дерева материал держат в квасцовой воде, а затем кипятят в растворе извести кипелки и опилок красного сандала. Еще ранее, в 1769 году, была издана книга «Открытие сокровенных художеств..», где даются рецепты окраски тканей и дерева, причем основными красителями являются дерево фернамбук, желтый и синий сандал, ягоды крушины, чернильные орешки, зеленая ореховая скорлупа. В этой же книге от 1778 года приведены рецепты окраски дерева, рога и слоновой кости. Только в одном «Технологическом журнале», издававшемся Академией наук с 1804 по 1815 годы, было опубликовано более тридцати статей о различных красителях, которые использовались для приготовления «домашних красок». Большое количество рецептов приготовления таких красок публиковалось в журнале «Экономический магазин». Множество рецептов дает «Красочный фабрикант...» (1824). Таким образом, красители в те времена были такими же, что и у европейских мастеров. Характерным для русского рынка стало изобилие новых красок и чрезвычайная пестрота их названий. Однако переход к промышленному производству мебели приводил к утрате эмоциональной выразительности, свойственной изделиям старых мастеров. Технологии строительства 4(52)/2007
|
||
Клеевой отдел:
+7 (495) 543-26-65
| ||
---|---|---|
|
Наш информационный партнер - стоительный портал www.stroyka.ru | Web-mastering © Почерк.Ru, 2006-2024 |