Режим работы: | |
пн-пт : | 07:00-16:30 |
+7(903)136-66-75 +7(495)229-41-87 +7(495)483-72-94 |
|
germostroy@rambler.ru |
---|
Есть мнение Фасады Классический фасад всегда мокрый
Классический фасад всегда мокрыйИрина БАЙКОВА
Главной заботой архитекторов всегда была тщательная проработка фасада будущего сооружения, ведь он является лицом здания. Однако самый изящный и гармоничный проект многое может потерять в период воплощения в жизнь, если замысел будет искажен неумело подобранным цветом или, того хуже, небрежно выполненными штукатурными работами. Лохмотья отставшей от стен отделки способны не только испортить впечатление от классических дворцов и храмов, но и превратить с любовью построенный для себя и своей семьи роскошный загородный дом в жалкое зрелище. К счастью, современные технологии позволяют одновременно облегчить работы по обновлению фасада и сделать результат более долговечным. Лет пятнадцать назад с появлением навесных вентилируемых систем защиты фасадов от неблагоприятных атмосферных воздействий возникла необходимость каким-то образом обозначить традиционные системы отделки с применением штукатурок. Так, классически оштукатуренное «лицо» стало называться мокрым. Это не значит, что оно не просыхает от влаги. Данный термин обозначает особый метод крепления к поверхности стен термоизолирующих материалов, при котором одновременно используют специальные фасадные клеи и механические приспособления (как правило, фасадные тарельчатые полиэтиленовые дюбели). Поверх термоизоляционных составляющих наносят штукатурку (стекловолоконную или изготовленную из других искусственных материалов). СТАРИННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАБОТКЕ Практически все общественные здания, построенные до Х1Хвека, были оштукатурены. Зато талантливые архитекторы революционно-промышленного XIX века ввели в практику строительства здания, не оштукатуренные ни снаружи, ни внутри. Например, амстердамская Фондовая биржа, построенная в 1898 году по проекту Хендрика Петруса Берлаге (штукатурка, как и другой вид отделки конструктивного материала, казалась Берлаге позорной ложью). Виктор Орта вслед за Джорджем Нэшем сделал частью фасада даже чугунные колонны и балки, входящие в конструкцию каркаса. Однако такой оригинальности все-таки было немного, а внешний обликтипичного европейского города (и Россия не была здесь исключением) определяли сооружения, которые чуть ли не каждый год приходилось штукатурить, чтобы сохранить их привлекательный внешний вид, свидетельствующий о респектабельности владельцев. Поэтому технология была проработана до мельчайших деталей. Наружные штукатурные работы выполняли обычно через год после кладки стен, чтобы предотвратить образование трещин от осадки. В качестве вяжущей основы использовали известковые, гипсовые, известково-гипсовые или глиняные растворы, позднее стали применять цемент. У этих составов кроме вяжущей основы обязательно был, по крайней мере, еще один компонент — заполнитель (песок, шлак, раздробленные и просеянные пемза и древесный уголь). Для того чтобы смесь лучше держалась на стене и отчасти для утепления, на фасадные стены набивали дранку — плоские колотые древесные лучины, тонкие и длинные (до двух-трех метров длиной). В некоторых местностях в дело шел камыш или ивовые прутья со снятой корой. К фасадной стене все это прибивали специальными штукатурными гвоздями. Если требовалось нанести толстый слой, применяли плетеную или тканую штукатурную сетку из проволоки разной толщины. Ее либо прибивали гвоздями к стене, либо, наоборот, сначала в стену вбивали гвозди, а затем оплетали их мягкой проволокой. Приготовление штукатурного раствора также сопровождалось серьезными трудностями. Если в него клали слишком много вяжущего материала, получался так называемый жирный вариант, который при высыхании быстро трескался, давая большую усадку. В том случае когда с избытком добавляли заполнитель, получался «тощий» состав, также не гарантировавший долгого срока эксплуатации, поскольку полученная штукатурка быстро отслаивалась и шелушилась. Только настоящие мастера могли приготовить правильную смесь. Они опускали в нее весло или лопату и, как хозяйки во время приготовления блинов, скорее чувствовали, чем знали, хороший ли в итоге получится продукт. Не ошибиться надо было, как минимум, три раза — ровно столько слоев по традиционной технологии должно покрыть фасадную стену для достижения удовлетворительного результата. Первый, толщиной от 0,3 до 0,5см, — обрызг, для него готовили обычный раствор. Для второго, толщиной от 0,7 до 1,2см, — он назывался «грунт» — состав должен быть похожим на тесто. Третий слой — накрывка, — толщиной 0,2-0,4см, наносился сметанообразной смесью. В конце XX века наступил настоящий революционный переворот в производстве строительных материалов, и в первую очередь он сказался на изменении традиционных строительных и отделочных технологий. Внешний декор стал более дорогим (на одни материалы для мокрых фасадов расходуется 300-600 руб. за 1 кв. м, а услуги мастеров составляют еще примерно две трети, если не три четверти, этой суммы). Зато с применением новинок отличный результат гарантирован всем, кто соблюдает требования, заявленные производителем. Если раньше даже качественно проведенные штукатурные работы требовалось повторять через каждые пять лет, а то и чаще, теперь изготовители материалов для мокрых фасадов гарантируют в шесть раз больший срок службы. УТЕПЛИТЕЛИ МОКРЫХ ФАСАДОВ На смену традиционной дранке и камышу, которые теплоизоляцией можно было признать весьма условно, пришли современные материалы — плотный пенополистирол, пенополистиролбетон или плиты из уплотненной минеральной ваты. На утеплитель специальным клеем прикрепляют сетку из стекловолокна (так называемый армированный слой). Поверх нее наносят тонкий или толстый слой финишной штукатурки. Она и создает тот самый декоративный эффект, которого с таким трудом достигали отделочники прошлых столетий. Единственное условие, требуемое производителями («Термомакс», «Тексколор», «Сэнарджи», «Лаэс» и др.), — температура воздуха при проведении отделочных работ не должна быть ниже +5°С. Однако фирма «Минерикс» пошла еще дальше, разработав утеплители, армированные сетки, штукатурку и множество других полезных вещей на основе акрила. С ними можно работать и при температуре окружающего воздуха до - 15° С. Та же фирма-производитель разработала на основе акрила и фасадные краски. Здесь следует подчеркнуть, что специалисты рекомендуют использовать утеплитель, клеящий состав, армированную сетку и финишную штукатурку, сделанные одним производителем, поскольку в противном случае никто не может га рантировать идеальной совместимости материалов, а значит, и качества выполненных работ. Затраты окупятся, поскольку мокрый фасад существенно повысит уровень комфортности проживания в доме и одновременно снизит расходы на отопление и кондиционирование (все слои «пирога» обладают прекрасной паропроницаемостью). ДЕКОРАТИВНЫЕ ШТУКАТУРКИ Невзрачный серый бетон в умелых руках, владеющих современными технологиями, превращает здание в настоящее произведение искусства. Начало художественному использованию бетона положил знаменитый архитектор Ле Корбюзье, швейцарец по происхождению. В знаменитом доме «Жилая единица», построенном в 1947-1952 годах на окраине Марселя во Франции, мастер сумел наделить аморфный грубый бетон признаками естественного камня. До сих пор пластические качества «Жилой единицы» приводят в восхищение всех, кто видит это здание. Однако декоративные штукатурки способны создать не менее поразительный эффект. Раньше их изготавливали на основе разноцветного портландцемента (он бывает красного, розового, голубого, зеленого, коричневого, белого и черного цветов), добавляя в вяжущую основу заполнители в виде песка или каменной крошки натуральных камней (гранита, мрамора, мраморовидного известняка), кварца, слюды, угля-антрацита, битого стекла и гравия. Если цветного цемента под рукой не оказывалось, в смесь добавляли сухие красящие вещества (пигменты), обычно использующиеся для малярных работ. Нанесение такого состава требовало настоящего мастерства, потому что для придания необходимой фактуры следовало правильно угадать момент, когда штукатурная масса находилась в пластичном или в полузатвердевшем состоянии. Если в качестве заполнителя использовалась каменная крошка горных пород, надо было обрабатывать застывшую поверхность ударными инструментами или протравливать поверхность 10%-ным раствором соляной кислоты, чтобы разрушить поверхностный цементный слой и обнажить рельефный рисунок, образованный каменной крошкой. И теперь желающие освоить старинное ремесло штукатура, безусловно, могут воспользоваться старыми рецептами мастеров. Однако производители строительных материалов предлагают огромный ассортимент декоративных штукатурок, с которыми могут успешно работать даже не самые искушенные в отделке любители, не говоря уже о профессионалах. Можно приобрести готовую к употреблению или сухую смесь, из которой легко изготовить раствор в домашних условиях, соблюдая пропорции, указанные на упаковке. Штукатурка может создавать поверхность с любым желаемым эффектом: шершавую, гладкую, зернистую, пупырчатую, даже имитирующую бороздки, оставленные в дереве жуком-короедом. Представители строительной фирмы, выступая как-то по радио, поведали слушателям, что клиент, пожелавший получить имитацию бороздок дерева, впоследствии разочаровался в своем решении, потому что прилетевший из ближайшего леса дятел, приняв декоративную отделку фасада за истинные следы жизнедеятельности короедов, как следует потрудился, чтобы добыть «вкуснятину». Мокрый фасад пришлось обновить. КАК СОЗДАТЬ СТРУКТУРУ При покупке декоративной штукатурки для фасада необходимо обратить внимание на маркировку (дату выпуска и срок годности) и текст на упаковке: в нем должны быть сведения о том, что смесь обладает хорошей адгезией (то есть без проблем прилипает к поверхности), износо- и влагостойкая, а также паропроницаема. На упаковке обычно написано, фактурная или структурная штукатурка находится в банке. В качестве инструмента можно использовать терку (деревянное полотно размером примерно 13x19см с приделанной к нему ручкой), шпатель (небольшая металлическая, пластмассовая или резиновая лопатка) и даже малярные кисти. Производители часто указывают, чем необходимо пользоваться в каждом конкретном случае для получения желаемой структуры поверхности. В некоторых случаях все-таки необходимо знание технических приемов. ЧУДО НАУКИ Если на банке указано, что данная штукатурка фактурная, это существенно облегчает дело: значит, декоративный эффект у такой чудо-смеси проявится волшебным образом сразу после нанесения. Не зря ученые-химики всех стран 30 лет трудились над воплощением давней мечты всех штукатуров! В 90-х годах прошлого века они сумели создать потрясающий отделочный материал, причем первым производителем фактурной штукатурки с каменной крошкой стала турецкая фирма «Байрамлар». С тех пор изготовители заметно продвинулись в достижении разнообразных декоративных эффектов, выпускают фактурные штукатурки и в России (в их числе фирмы «Минераллит», «Хенкель-Эра-Тосно» и др.). Декоративные смеси (и структурные, и фактурные) используют не только как составную часть «мокрых» процессов, но и вполне самостоятельно, например для оштукатуривания обычного фасада. Разумеется, поверхность стены для нанесения декоративной смеси необходимо правильно подготовить: зашпатлевать щели, очистить от следов старой краски, побелки и уж тем более грибка, покрыть железные детали особым защитным раствором, чтобы ржавчина, которая может на них образоваться, не проявилась на красивом уже готовом «лице». Затем специалисты рекомендуют покрыть стену слоем грунтовки той же фирмы. Она укрепит стену и одновременно обеспечит лучшее прилипание к ней штукатурки, улучшив качество отделочных работ. Необходимо подобрать первую максимально близкой по цвету к колеру последней. Если это не так, грунтовку следует подкрасить специальным пигментом. К особенным преимуществам материалов современного поколения специалисты относят тот факт, что при их применении не надо использовать многоступенчатый метод: нанесение обрызга, затем грунта и накрывки, потому что декоративная штукатурка, как правило, заменяет все эти операции, к тому же не требует скрупулезного финишного шпатлевания. Составы, готовые к использованию, расфасовывают, как правило, в ведерки весом от 8 до 25 кг, их цена колеблется от 400 руб. за восьмикилограммовую упаковку и до 1500 руб. за упаковку весом 25кг. В следующих номерах журнала мы расскажем о правильном выборе и применении фасадных красок. Обустройство и ремонт №26(360) 2-8 июля 2007
|
||
Клеевой отдел:
+7 (495) 543-26-65
| ||
---|---|---|
|
Наш информационный партнер - стоительный портал www.stroyka.ru | Web-mastering © Почерк.Ru, 2006-2024 |